Гектор

Кастанеда (Художественный вымысел и действительнос

в дальнейшем будут называться индивидуальными обличьями (individual guises), с одинаковыми логическими формами композиции, с одинаковыми истинностными значениями.

Различие между персонажами художественного произведения и обычными объектами заключается, следовательно, не в разнице между соответствующими строительными блоками или их свойствами, но в том, как эти блоки соединяются один с другим или, если угодно, в качестве клея, который держит их вместе. Действительное, реальное или экзистенциальное случайное тождество объединяет бесконечное множество индивидуальных обличий в одном обычном объекте с бесконечным множеством свойств. В мире вымысла случайное тождество объединяет конечное множество индивидуальных обличий, разумеется, по-разному сгруппированное, в одном вымышленном персонаже.

В силу полноты реальных объектов, когда индивидуальное обличие мыслится как реальное, предполагается, что оно связано экзистенциальным случайным тождеством с бесконечным множеством других обличий, часть которых можно сконструировать по приведенной выше схеме (6?.а) или (6?.b). Поясним этот важный момент одним примером. Ср.: (12) Джон думает, что автор книги Science, Perception and Reality, London, Routledge and Kegan Paul, 1963 тождествен лицу, редактировавшему совместно с Джоном Хосперсоном, книгу Readings in Ethical Theory.

Ясно, что в соответствии с нормальным смыслом предложения (12), Джон полагает, что в реальном, или действительном, мире имеет место определенная (как мы говорим) случайная идентичность. И он действительно прав. Полагая, что эта идентичность имеет место в реальном мире, Джон полагает, что бесконечное множество таких случайных идентичностей также имеет место. Это мнение не обязательно вербализуется или актуализуется, когда Джон выражает мнение, приписываемое ему предложением (12). Иными словами, вполне может иметь место, что (13) Джон думает в момент t, что автор книги Science, Perception and Reality (London, Routledge and Kegan Paul, 1963) - это то же лицо, что и со-редактор (совместно с Джоном Хосперсоном) книги Readings in Ethical Theory, но в то же время не иметь места, что (14) Джон думает в момент t, что существует бесконечное множество обличий, связанных отношением экзистенциального случайного тождества с автором книги Science, Perception and Reality (London, Routledge and Kegan Paul, 1963).

Но мнение, которое было бы вербализовано, если бы было истинно (14), есть неотъемлемая часть того мнения, которого придерживается Джон, согласно предложению (12). Это резко отличается от следующего: (15) Джон одновременно думает, что не существует президента Канады и что - тавтологически - нынешний президент Канады является президентом.

В этом случае уверенность в нереальности нынешнего президента Канады не предполагает наличие у Джона каких-либо еще верований относительно случайного тождества этого несуществующего индивидуального обличия с каким-либо другим индивидом. Джон правильно ощущает неполноту и онтологическую изолированность несуществующего (как в действительном мире, так и в мире вымысла).

XI. Метафизическое примечание

Индивидуальные обличья (6)-(11), для референции к которым может использоваться имя Уиллард Селларс, представляют собой неотъемлемую часть той системы, которая есть реальный объект, обладающий бесконечным множеством свойств [7]. Разумеется, эти индивидуальные объекты ни в коей мере не являются ментальными сущностями. Даже если бы мы утратили способность мыслить и сознавать, осталось бы фактом, что каждое из обличий (6)-(11) представляет случайное тождество и что каждое из них существует. Следовательно, членение этого объекта реального мира, обладающего бесконечным множеством свойств, на эти и другие обличья - это не просто ментальная операция. Все эти обличья действительно объединяются в одном лице реального мира. Впрочем, возможно, что глубокий метафизический анализ может показать, что, поскольку наши индивидуальные обличья обозначаются определенными дескрипциями, они, эти обличья, в известной мере зависят от языка, особенно, если установлено, что все мыслимые разграничения нуждаются в языке, который должен использоваться для их формулировки. Коротко говоря, если мышление зависит от языка и если любые мыслимые дистинкции не могут иметь никакого статуса во внешнем мире без формулирующего их языка, то, по-видимому, нам следует принять кантовский взгляд на вещи. Возможно, то, чем является мир независимо от размышляющего о нем сознания, есть один ноумен или несколько ноуменов, без каких-либо внутренних