Логинов Александр

Ошибка дона Хуана

его короток. Но если сила воина грандиозна, танец его исполнен фантастического великолепия. Однако независимо от того, мала его сила или неизмерима, смерть должна остановиться... Этот танец есть рассказ воина о том тяжелом труде, каким была его жизнь, и смерть должна ждать, ибо ей не под силу одолеть воина, пока танец его не будет завершен.

Вывод об окончательной смерти стал основой мировоззрения толтеков и главным стимулом для их весьма рискованных занятий. Убеждение, что они очень скоро исчезнут из этого мира навсегда, заставляло магов переделывать себя и свою жизнь с огромной энергией. С их точки зрения, обычные люди, не отдающие себе отчета в скорой гибели, заполняют свою жизнь бесполезной суетой, бесконечной глупостью. Для воина же смерть - вызов, поэтому его жизнь - борьба с собственной аннигиляцией, становится возвышенной и осмысленной. По сути, без убежденности в скорой смерти не было бы самих новых видящих и их абстрактной магии.

Дон Хуан требовал от Кастанеды, чтобы он сосредоточил внимание на смерти, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать законной силой. А иначе все, что ты будешь делать в этой жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека... Если тебе предстоит умереть, у тебя просто нет времени на проявления робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоем воображении. Пока в мире - затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя проглотить, и ты с полной очевидностью осознаешь, что все твои проверенные и надежные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает нам испытать и полноценно использовать свою судьбу - судьбу людей.

На идее окончательной и полной смерти толтеки построили впечатляющую религиозную систему. В ней, как в каждой конфессии, сообщается о трансцендентном источнике бытия и жизни, о потусторонних мирах и силах, помогающих и враждебных человеку, об особой цели человеческого существования - приобретении полной свободы и бессмертия. Выработана своя система практик, ведущая к желаемому результату. Учение о безупречности и дисциплине как адекватном расходовании энергии, требует от магов того же, что и этические правила религиозных систем: смирения, целомудрия и нестяжания. Однако во взглядах на душу и посмертную судьбу человека толтеки непримиримо расходятся со всеми конфессиями.

Почему, в отличие от Правила, традиционные религии учат о продолжении жизни в инобытии? Может быть мистики других религиозных систем просто не смогли воспринять неизбежный разрушительный финал каждого человека? А может быть сами видящие ошиблись в своем приговоре?

ГЛАВА ВТОРАЯ АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ АНИМИЗМ

Первичной религией человечества принято считать анимизм. Этим термином многие исследователи религии обозначают комплекс различных культов, основанных на вере в духов - потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на человека. Считается, что анимизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Сам термин был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Э. Б. Тайлором. Он обозначил им первобытную религию, созданную, по его мнению, дикарем-философом, пытавшимся понять причины бытия. Сейчас употребление этого термина часто подвергается критике - его противники считают, что вера в добрых и злых духов в значительной степени присутствует в религиях, сформировавшихся в историческое время. Некоторые этнологи предлагают пользоваться термином племенные культы, которые подразделяются на тотемизм, шаманизм, нагуализм, культ тайных союзов и т. п. В этой работе верования будут обозначаться обоими терминами: анимизм и племенные культы. Шаманизм, содержащий в себе не только культ потусторонних сил, но, прежде всего, особую технологию экстаза, доступную лишь избранным и существующую в достаточной степени параллельно с общеплеменными верованиями, будет рассмотрен отдельно.

Как только первые европейские этнологи познакомились с племенными культами, у них сразу возникли трудности с анимистическим пониманием внутреннего человека. Ученые, привыкшие к созданному христианскими теологами-рационалистами описанию души как простой и неделимой структуры, получали от своих диких информантов сразу несколько вариантов