Логинов Александр

Ошибка дона Хуана

выходить из нее, она нуждается в подношениях. Далее идет ба - душа сердца, она навещает тело, когда ей угодно. Аб - сердце, тесно связано с душой, источник как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Кхаибит - тень, подобно ка, она существует отдельно от тела. Кху - душа духа; по-видимому она считалась эфирным существом, то есть той самой душой, которая не может умереть не при каких обстоятельствах. Секхем - бестелесное воплощение жизненной энергии человека, обитает в раю среди духов. Рен - имя, от его сохранности зависит сохранение посмертной жизни. Наконец, саху - духовное тело; оно развивается из физического и не подвержено разложению.

Описание души у Баджа весьма маловразумительно: многие из ее составляющих дублируют друг друга, непонятна их взаимосвязь. Значение витальной структуры здесь отводится одновременно аб (сердцу) и секхем.

Советский историк Л. Я. Штернберг , также считал, что хэт (у Бажда оно называется несколько по-иному - кхат) - это физическое тело, ба - душа, хайбет (кхаибит у Баджа) - тень, имя - рэн. Но сах (саху) у Штернберга лишь мумия, которую изготовляют после смерти.

Кроме того, ученый приводит несколько точек зрения по поводу ка. Преобладающее мнение о нем, основано на взглядах египтолога Масперо: это двойник человека, переживающий хозяина после смерти; его нужно кормить, потому что ка может даже умереть от голода. Другие ученые согласны с немецким египтологом Штерндорфом: ка есть только дух-покровитель, а не главная душа, которая переживает человека. Наконец, новейшие исследователи полагают, сообщает Штернберг в середине 30-х годов XX века, что ка и хайбет-тень, в сущности, тождественные души. Ба, согласно этим исследователям, душа дыхания, которая вылетает после смерти человека и превращается в птицу. Сам Штернберг полагал, что ка все-таки витальная душа, оживляющая тело только при жизни.

Как разрушимую витальную структуру трактует ка и современный апологет учения Кастанеды Н. Классен. Он пишет, что древнеегипетское учение о душе различает по крайней мере три аспекта души: ка, ах /очевидно, саху - А. Л./ и ба. Ка - принцип жизненной силы, и поэтому может пониматься как... жизненная душа. Ах находится в непосредственной связи с ней. Ба - свободная душа какого-нибудь живого существа.... Она бессмертна, в отличие от ка.

Прямо противоположное утверждает литовский ученый М. Касперавичюс в работе Мистическая анатомия. Ка у него - бессмертный двойник, а жизненную силу содержит сехем. Другие толкования душ у него совпадают с общепринятыми.

Сехем как сила (очевидно, витальная) рассматривается в переводе Текстов пирамид, цитируемом советским египтологом М. Матье: Ты - ба с ним, ты - сехем (сила) с ним, ты - уаш (мощь) с ним!.

Несмотря на серьезные противоречия в описаниях ученых, в общем можно утверждать, что древние египтяне признавали душу-личность, душу-двойника и душу - витальную структуру. Также они признавали особый дух или духовное тело, которое, как и душа-личность, было бессмертным. Египтологи восстанавливают религиозную концепцию только по немногим письменным источникам и археологическим данным, и поэтому сейчас уже наверное нельзя точно установить, какой именно термин обозначал разрушимую витальную структуру. Но очевидно, что она присутствовала в многослойной душе древнего египтянина.

Это подтверждает, согласно Книге мертвых, и участие в суде Осириса особого мистического существа - Пожирательницы. Она поглощала только греховную, темную часть сущности человека, когда вторая, светлая входила в свет Осириса. Во многих религиозных системах считается, что темной стороной души является ее плотская, витальная часть, ответственная за инстинкты и силу жизни. Она гибнет вслед за смертью тела; часто ее поглощают особые демоны.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ ВОСТОКА И ЕГИПТА ЦИВИЛИАЦИИ ДВУРЕЧЬЯ

Практически не уступают по древности египетской религии верования народов Месопотамии. Жившие по берегам Тигра и Ефрата шумеры, а затем аккадцы поклонялись многочисленному пантеону богов, имели развитую магию и мифологию. Были у них, естественно, и свои представления о душе. Их постарался восстановить А. Л. Оппенхейм в своей работе Древняя Месопотамия.

Американский ученый обнаружил у шумеров и аккадцев описание души как сложной структуры. Согласно его реконструкции, жители Двуречья считали, что у человека есть жизненная сила, по аккадски - шеду и судьба, доля - иштару. Кроме того, он обладает ангелом-двойником, наподобие египетского ка - шимту.* Индивидуальность человека, его личность - это