Логинов Александр

Ошибка дона Хуана

вся жизнедеятельность человека. Если духи болезней съедят бэен, то, по рассуждению эвенков, человек умирает. Также считают и буряты: смерть наступает, когда злой дух похитит и съест свободную душу.

Коренные тюркоязычные народы Западной Сибири подразделяют душу на четыре проявления: тын, кут, сюне и узют. Тын - жизненность, происходит от тынын - дышу. Она присуща не только человеку, но и растениям и животным. Тын исчезает, когда айна - злой дух украдет душу кут.

Кут - энергетический зародыш человека. По одним представлениям, его создал бог верхнего мира Ульгень, по другим - нижнего, Эрлик.* Кут способен отделяться от человека во время сна, обморока или при сильном испуге. Отделившись, он может стать жертвой злых духов айна, кермес, и это приводит к болезням или смерти.

Сюне - духовная субстанция, появляющаяся после физической смерти человека. Ее изгоняют из дома особым камланием шамана и она становится узют, духом, часто приносящим вред живым людям. Его после поминок стараются побыстрей проводить в мир мертвых.

Практически аналогичные воззрения на душу у якутов. У нее три части: тын, кут и сюр. Тын - дыхание, воплощение жизненности, оно неотделимо от телесного дыхания и погибает вместе с ним. Кут - душа, которая летает во сне; ее могут похитить злые духи, и тогда человек гибнет. Сюр - психическая индивидуальность человека, продолжающая жить после смерти.

Во множественность душ верят и финно-угорские племена. В частности, нивхи считают, что у человека есть большая душа, распространенная по всему телу, и маленькая душа, помещающаяся в голове большой души. Когда большая душа умирает вместе с телом, маленькая сама становится большой и продолжает жить в другом мире.

Братья сибирских народов** - американские индейцы, видят душу практически также, как и сибирские шаманы. Так, североамериканские индейцы дакота считают, что после смерти одна душа остается при теле, другая - в селении, где жил умерший человек, третья - развеивается в воздухе, четвертая - улетает в страну духов.39 Фрэзер писал, что по верованиям индейцев гидатса, человеческое тело во время смерти покидают, одна за другой, четыре души.

Индейцы племен белла коола, шошоны, лиса оглала и многих других считают, что человек имеет по крайней мере две души, жизненную, пребывающую у эмбриона с зачатия, и свободную - душу-сознание, данную Повелителем Жизни при рождении. У свободной души также есть свойства души-призрака: она может покидать тело во сне или трансе, посещать другие миры (отсюда и ее название).

Коренные жители Малых Антильских островов также считали, что человек обладает несколькими душами, и у каждой своя судьба. Одна из них после смерти идет на Небо. В пути ее сопровождает добрый дух-покровитель умершего. Остальные души остаются на земле, где одна воплощается в животное, а другая становится призраком - злым духом.

Перуанские индейцы признают наличие у человека двух душ: юккуи айайо и аткун айайо. Юккуи создает телу защиту от болезней, поддерживает равновесие между... телом и аткун айайо - это свойства витальной структуры. Также оно обладает свойствами души-призрака, и, когда тело спит, путешествует, передавая впечатления в образах сновидений. Аткун айайо - это душа-личность, она продолжает существовать на том свете. Юккуи айайо гибнет в течение первой недели после смерти тела (время распада души-призрака).

Индейцы тропического леса Южной Америки верят, что из нескольких душ, которыми наделен человек, та, что продолжает жить после его физической смерти, может посещать живых, и даже приносить им пользу.

Итак, шаманы-видящие архаичных обществ, видят смерть практически также, как дон Хуан. Энергетическая структура, жизненная душа распадается, разрывается на части, а потом растворяется в потустороннем пространстве (пожирается демонами). Представители традиционной шаманской мистики, также как и толтеки, описывают и призрака, равного телу сновидения Кастанеды. Часто выделяют особую тень - то, что парапсихологи называют биоинформационным следом человека.*** Но главное, увиденное шаманами, почему-то недоступное воинам дона Хуана: душа не исчезает, бесследно растворяясь в потустороннем, а продолжает жить дальше, на других уровнях бытия,**** и/или перевоплотившись на земле.

* Это противоречие хорошо иллюстрирует двойственное отношение к магии, распространенное практически у всех народов. Магические способности, обретаемые через развитие энергетического двойника, воспринимаются или даром с Небес, или соблазном из преисподней.

** Сравнительно недавно американский