Логинов Александр

Ошибка дона Хуана

лингвист Меррит Рулен, специалист по языкам апачи и навахо, сопоставил их с языком малочисленного сибирского народа кетов (их осталось не более 500 человек). Он нашел несколько десятков слов, идентичных словам в языках индейцев. Какие-либо случайные совпадения исключены.

Кеты тоже признают множественность душ, их у человека семь. Некоторые из душ тождественны душам растений и животных и гибнут после смерти тела, другие - переселяются в растения и животных. Главная душа - ульвэй идет в подземный мир, и когда через какой-то срок выходит из него, на земле рождается человек.

*** Согласно Кастанеде, обладающий силой воин, может оставить энергетический след этой силы в своем жилище, излюбленном месте, и вообще везде, где он ее к чему-либо прилагал.

**** Описания встреч с Повелителем Жизни, сделанные североамериканскими индейцами в своих мифах, удивительно перекликается с современным опытом людей, переживших клиническую смерть. Так, согласно преданию племени алгонкинов, один воин отправился в мир духов искать свою неожиданно умершую невесту. Чтобы попасть туда, он расстался с собственным телом. Когда индеец встретил свою невесту, с ними заговорил чей-то ласковый голос; это был Хозяин Жизни. Хозяин Жизни сказал им, что молодой воин должен вернуться в мир живых тем же путем, что и пришел сюда; его время еще не настало. Для сравнения: ...Это был свет абсолютного понимания и совершенной любви. Мысленно я услышал: Любишь ли ты меня? Это не было сказано в форме определенного вопроса, но думаю, что смысл можно выразить так: Если ты действительно любишь меня, возвращайся и закончи в своей жизни то, что начал. И все время я чувствовал себя окруженным всепоглощающей любовью и состраданием (Р. Моуди, Жизнь после жизни).

Различные испытания, перенесенные индейцем в мире духов умерших, также похожи на описываемые православной традицией мытарства и потусторонний опыт тибетских буддистов. Воин прошел все посмертные преграды успешно, поскольку был праведен. Также индейский миф сообщает, что в мире духов каждого судят по его личным заслугам.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ ВОСТОКА И ЕГИПТА ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Наиболее древней из цивилизованных - оформленных с помощью письменности и храмового строительства - религий принято считать древнеегипетскую. Она ровесник самой страны Кем (древнее название Египта), и существовала, согласно данным археологии, уже пять тысячелетий тому назад. Такой же возраст и у древнеегипетских описаний загробной жизни.

Их своеобразным эталоном считаются тексты так называемой Египетской книги мертвых (ее настоящее название - О восхождении к свету). Написана она около середины второго тысячелетия до нашей эры, но еще до нее уже существовали погребальные тексты пирамид и тексты саркофагов. Авторы Книги мертвых верили в потустороннее продолжение жизни на блаженных полях Иару. Чтобы попасть на эти поля, душе необходимо оправдаться перед богами на суде, и Книга подробно описывает, как это сделать.

Помимо вечного блаженства, египтяне, согласно Геродоту, верили в переселение душ. Геродот пишет, что они первыми высказали вот какое учение: что душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется /собственно входит внутрь/ в другое животное, которое всякий раз /в этот момент/ рождается. Когда же она обойдет всех земных, морских и пернатых животных, то снова вселяется в /как раз/ рождающееся тело человека, причем /полный/ круговорот она совершает за три тысячи лет.

Здесь мы можем предположить, что, воскрешение и перевоплощение у древних египтян уживались в одной концепции. Если душа человека представляет собой сложную структуру, то вполне вероятно, что одна из ее частей идет в потусторонний мир, а другая вновь рождается в этом. Как уже было сказано, такие взгляды многократно встречаются в верованиях других этносов и культур.

Во всех древнеегипетских текстах, где описывается загробное существование, говорится о множественном составе души. Однако ученые, исследующие данную тему, дают весьма противоречивые варианты описания этой множественности, по-разному толкуя загробную участь душ. Причина расхождений в версиях специалистов понятна: они пытаются восстановить давно исчезнувшие верования.

Один из крупнейших египтологов - Уоллис Бадж в книге Путешествие души в царство мертвых сообщает о девяти составляющих человека. Сначала идет кхат - подверженное разложению физическое тело. Следующее составляющее ка - абстрактная индивидуальность, обладающая внешностью и качествами человека. Ка живет в гробнице вместе с телом, но может и