Шах Идрис

Как Суфии используют юмор

из слушателей поднял руку: - Не ждете же вы, что этому кто-нибудь поверит?

Не обслужили - не заплатил Один человек, почувствовав себя очень плохо, пришел к врачу.

- О, вы должны делать то-то и не делать того-то; вы должны есть то и пить это... - все говорил и говорил доктор.

Вдруг пациент собрался уходить.

- Постойте, вы не заплатили за мои советы, - сказал лекарь.

- Так я же их не принял!

В высшей степени верно, что люди не ценят того, что получили даром. В равной степени верно и то, что они не будут платить за нечто стоящее, если считают, что им это не нужно.

Иногда шутка поможет ученику увидеть его подлинную ситуацию, правда, не всегда в тот самый момент, когда ее рассказывают. Всякий, кто хоть чему-то учил, знает, что некоторые ученики не хотят учиться, но внутренне обвиняют учителя.

Больше старания Некий ученик несколько лет посещал лекции одного учителя, при этом ничего не говоря и не делая.

Наконец, учитель позвал его на личную беседу.

- На протяжении многих лет я давал вам упражнения и наставления, но мне не удается разглядеть в вас никаких изменений, и это начинает меня беспокоить.

- Я рад, что вы, наконец, заметили, - сказал ученик, - потому что и сам я вот уже несколько месяцев чувствую, что вы плохо стараетесь!

Как я уже отмечал, в шутках, известных только как обычные остроты, можно увидеть психологические измерения, весьма впечатляющие, если перенести их в духовную область.

Веками они использовались как зеркало, чтобы люди определенным образом могли увидеть свое поведение, что по-другому сделать действительно очень трудно.

Много совершенно неподходящих людей пытаются примкнуть к учителям и учениям. Их непригодность проистекает по большей части из того, что они хотят делать или думать в точности то, что они хотят делать или думать, - и хотят, чтобы им подтвердили, что это и есть мистический путь.

Точно так же Одна такая персона - в данном случае женщина - досаждала учителю, который в течение двадцати лет считал необходимым не давать ей разрешения искать небеса при помощи божественных карт, таинственных книг и мистических ритуалов, благовоний и голосов. Он не позволял ей использовать восточные имена, одухотворять материальное и материализовывать духовное.

Наконец, когда она стала очень покорной, он осознал, что она лишь выжидает и вместо обучения снова начнет требовать секретов и деяний. И он решил поговорить с ней раз и навсегда.

- Вот вам инструкции, - сказал он. - Пейте святую воду, поститесь три месяца и повторяйте это слово девяносто миллионов раз. Затем идите в Катманду, отмеряя путь своим телом, ни в коем случае не теряйте самообладания, напрягайте все фибры, чтобы услышать божественную музыку, и не произносите ни одного слова метафизики. Потом оставьте все это и вернитесь к обычной жизни, как вы ее знаете!

- О, Учитель! - выдохнула она. - И тогда я достигну состояния совершенной свободы?

- Нет, но почувствуете, что достигли!

Многие, возможно, знают эту шутку в знакомой версии про доктора и пациента, но отметьте ее уместность в контексте ученичества.

Повсюду есть много неосознаваемого юмора. Недавно мне удалось проникнуть в круг людей, мнящих себя (или, скорее, своего учителя) просветленными: Тайна Я посетил самодеятельных суфиев, которые оказались, в конце концов, по их собственным описаниям, не чем иным, как группой благочестивых обманщиков. Они утверждали, что у них есть тайный учитель, который все знает, но встретить которого невозможно. Это, кстати, одна из последних уловок. Когда кому-то удалось все-таки до него добраться, произошел следующий разговор: - Вы являетесь тайным учителем?

- Да.

- Но вы же ничего не знаете о суфийском учении.

- Верно, но именно это и есть тайна.

Они не ведают, что творят. Есть одна история о человеке, который действительно ведал, а вот наблюдатели не ведали...

Одно из наиболее трудных препятствий для обучения заключается в том, что суфии, возможно, учат без возбуждения и привлечения внимания, без всяких внешних стимулов, которых люди желают и считают частью высших учений. Например, в западном мире почти нет места для безмолвных суфиев.

Все же, на самом деле, есть как крутящиеся, танцующие, завывающие и скачущие, так и безмолвные дервиши.

Люди везде во многом похожи. Одна история рассказывает о безмолвном дервише, поселившемся в деревне, жители которой делали все возможное, чтобы заставить его заговорить и таким образом получить от него какие-либо наставления. Они были не в состоянии успокоить