Шах Идрис

Как Суфии используют юмор

проектором, созданным для того, чтобы такие вещи можно было показывать широкой аудитории.

Зрители были очарованы.

- А сейчас, - сказал ученый, - я проведу демонстрацию. Она иллюстрирует мое открытие.

Он взял мух и капнул им на лапки меду, приклеив их к столу. Затем он крикнул: - Мухи, прыгать!

Мухи ели липкий мед.

- Господа, это доказывает, - заключил профессор, - что если у мухи лапки в меду, она ничего не слышит!

Хотите - верьте, хотите - нет, но две предыдущие истории кажутся несмешными людям, которые страдают от узкомыслия, того общего, что есть у профессора и посетителя закусочной, и влекущего неспособность понимать. В обычной жизни это, как правило, заметно в людях, пытающихся извлечь больше, чем могут, из ситуации, где в итоге они проигрывают.

Это замечательно описано в другой западной - американской - шутке о человеке, который пытается получить все по дешевке.

Цена Один парень подарил красивой девушке кольцо со сверкающим камнем, огромным, как грецкий орех.

Девушка спросила: - Это НАСТОЯЩИЙ бриллиант?

- А как же, - сказал парень, - если это не так, меня обули на три доллара!

Самоуверенность псевдоучителей, которых часто, особенно на Востоке, принимают за настоящих, вошла в поговорку. Вот история, которая используется там настоящими гуру и всегда приводит в замешательство или раздражает (иногда очень знаменитых) обманщиков. Однако всегда стоит провести испытание ею, рассказав ее без тени намека на то, что это шутка.

На ней все написано Некая богатая американка посетила индийского гуру, который считал себя самым великим. Перед этим ему сказали, что она вроде бы собирается сделать очень большое пожертвование для его работы.

Когда пришло время даршана (приемное время), гуру увидел посетительницу в толпе тех, кто пришел выказать ему уважение.

Он сразу обратился к ней: - Слушаю вас.

- Кто величайший человек на Земле? - спросила она.

- КОРНПОН Ю*, - ответил гуру после секундной паузы.

* Corn-pone, кукурузник высшей пробы - амер.

Позднее старший помощник спросил его, почему он дал столь странный ответ: - Какая тайная мудрость в этом, о Великий Мастер?

- О, - сказал махатма, - конечно, величайший человек на Земле - это я. Но когда по надписи на ее футболке я увидел, что она уважает кого-то еще, я сказал себе: Бизнес есть бизнес! Кроме того, он, возможно, уже мертв, поэтому не будет особого вреда оказать ему такую честь...

Суфии, однако, часто отвечают людям неожиданным для тех способом, и такие ответы действительно вызывают трудности. Обычно это бывает потому, что слушающие слишком полны собой, чтобы извлечь пользу из сказанного или сделанного. Вот история, которая помогает закрепить в уме необходимость следить за ситуацией и содержанием и не связывать то, что происходит, с чьими-то неврозами или озабоченностью.

Ярость Однажды лис сказал мыши: - Я - царь зверей!

- Конечно, ты, - сказала испуганная мышь.

Затем он увидел котенка.

- Не я ли царь зверей? - прорычал он.

- Конечно, ты, - сказал испуганный котенок.

Потом он схватил кролика, потом куропатку и, наконец, крота. Все сразу же соглашались, что царь зверей - лис.

Внезапно он увидел льва, стоявшего на лужайке. Лис подбежал к нему, выкрикивая, что он царь зверей.

Не говоря ни слова, лев ошеломил его ударом лапы и зарычал.

С трудом поднявшись на ноги, лис заковылял прочь.

- Знаешь, сила - не ответ на обращение, - сказал он. - Я задел твои чувства, и все, что ты смог - придти в ярость.

Суфийские школы обладают особой привлекательностью, притягивающей как совершенно неподходящих людей, так и ту часть во многих людях, посредством которой не следует устанавливать связь с обучением. В действительности суфийская учеба трудна и непредсказуема. Люди должны учиться тому, что им необходимо знать, а не тому, чему, как им кажется, они хотят учиться. Внешние атрибуты, иногда включающие музыку, танцы, причудливые и богатые одежды, значительность в обществе, атмосферу тайн и достижений, могут иметь место, но все это является суфийской учебой не более, чем внешность - основой, корнями, реальностью, той деятельностью, в результате которой появляется эта внешность.

Вполне естественно, что имитаторы и те люди, которые воображают, что суфийские дела - это целиком внешние проявления, организуют церемонии и посвящения, собрания и группы, учебу и т. п., включая так называемые учения, возбуждающие эмоции, и даже книги и декламации, обладающие тем же притягательным качеством. Некоторые люди никогда не