Шах Идрис

Как Суфии используют юмор

летел ангел.

И когда он уже был почти у цели, то встретил другого ангела, возвращающегося домой для доклада.

- Что ты здесь делаешь? - спросил второй ангел.

- Собираюсь дать просветление такому-то мистику, которому наконец-то будет присвоен высший ранг.

- Слишком поздно, - сказал возвращающийся ангел. - Его уже сделали главой монашеского ордена, членом которого он был.

От внимания некоторых социологов, в отличие от многих метафизиков, не ускользнуло, что целые страны, имеющие репутацию духовных, заполонены людьми, которые воображают, что заняты духовными поисками. Есть одна старинная история, которая показывает, как широко это всегда было распространено, даже на Востоке - колыбели духовности.

Посетители Жил однажды король, который решил обращаться со всеми заключенными в тюрьме более гуманно. Он приказал, среди прочего, чтобы всех узников обязательно посещали. Его чиновники разузнали названия всех городов и деревень, откуда заключенные были родом, и объявили там об обязательности посещения таких-то людей, дабы ободрять их и подготавливать к грядущему освобождению.

Но одного человека так никто и не посещал. Наконец, его вызвал начальник тюрьмы.

- Ты сказал, что твои родственники и друзья из такой-то деревни.

- Да.

- Мы посылали глашатаев объявлять по всей округе, что посещать тебя - приказ короля. Почему твои близкие не явились сюда для этой гуманной цели, а также, чтобы выполнить требование королевского указа?

- Наверное, потому, что все они уже сидят.

Если люди принадлежат к обществу (иногда это целая культура), где воображают, что их социальное поведение является духовным, то они мало что могут для себя сделать. Таким людям удастся вырваться, если они смогут увидеть лицемерие внешнего и поверхностность эмоционального (которое они всегда называют глубоким). Конечно, время от времени такое происходит: иногда люди переходят от одного мистического мастера к другому, пока, путем исключения не откроют, что же такое высшее знание.

Хромота Один человек, хромая, шел по улице и морщился от боли.

Его остановил врач и сказал: - На вашем месте я бы обследовался: вам надо удалить аппендикс.

И аппендикс удалили. Вскоре человек отправился к другому доктору, утверждая, что по-прежнему испытывает те же неприятности. В результате ему назначили курс транквилизаторов. Это не помогло, и он пошел в больницу, где ему прописали диету и лечебные упражнения.

Несколько недель спустя, прогуливаясь в парке, он встретил одного из своих многочисленных докторов.

- Рад видеть, что вам лучше, - сказал врач, - и что я смог вам помочь.

- Мне помогли мои глаза, - сказал пациент. - Боль и хромота прошли, как только я вынул гвоздь из ботинка!

Насмешники, вероятно, решат, что эта история показывает очевидную абсурдность всех форм высшего знания. Мы, однако, заметим, что она указывает на возникающую способность ходить.

Что было гвоздем, который человек вынул из своего ботинка? Самомнение, которое поддерживали доктора; оно является глубоко укоренившимся (и для кратковременных целей - полезным) инструментом, но обычно не слугой, а хозяином: Люди поклянутся в этом - Каков род Ваших занятий? - спросил судья муллу Насреддина, когда тот был свидетелем в суде.

- Я - величайший человек в мире, - ответствовал мулла.

После суда один из его друзей спросил: - Насреддин, почему ты так сказал?

- Да, весьма сожалею, - сказал мулла, - но я вынужден был сказать именно так, ведь, понимаешь, я же был под присягой.

Среди шуток, применяющихся для того, чтобы показать структуру ситуации, есть одна о путешественнике и корабельщике.

Подержи...

Путешественник на корабле пересекал широкое водное пространство. Когда началась качка, он ухватился обеими руками за мачту, чтобы его не выбросило за борт.

В это же самое время корабельщик, который, конечно же, был привычен к такой качке, держась за канат, проворно приблизился к нему и потребовал плату.

- Да-да, - сказал путешественник, - только подержите вместо меня мачту, чтобы я не упал, а я достану деньги!

Способ интерпретации этой истории скажет нам кое-что о человеке, которому ее рассказали. Некоторые люди подумают, что в ней подразумевается, что учителя не проявляют должной заботы о своих учениках: те ждут, что учителя сделают для них нечто, что ученики не могут, хотя для учителя, который здесь является, конечно, корабельщиком, эти вещи легки. Другие скажут, что эта история показывает, что ученики глупы, раз они воображают, что кто-то может делать