Шах Идрис

Как Суфии используют юмор

Особое Озарение

Идрис Шах Как суфии используют юмор

Перевод с английского:

X.Б. Номадов Если ты ищешь особого озарения, взгляни на лицо человека: в смехе его ясно узри Сущность Абсолютной Истины.

Серьезные вещи не понять без смешных, противоположности - друг без друга.

~~~~~~~~~~~~~~~~~

Об авторе

Идрис Шах, Великий Шейх суфиев, писатель и ученый, родился в Симле (Индия) 16.06.1924 г. в выдающейся Хашимитской семье, родословная и титулы которой восходят к Пророку Мухаммаду, что подтверждено и засвидетельствовано докторами исламского права в 1970 г. Шах - автор двадцати одной книги, изданных на двенадцати языках и в более чем сорока пяти изданиях по всему миру. Тематический материал этих книг охватывает путешествия, библиографию, литературу, юмор, философию и историю, но их автор наиболее известен своими работами в области суфийской мысли - в форме, применимой к культурам как Востока, так и Запада.

Полный спектр его деятельности осветить невозможно: он был советником ряда монархов и глав государств, членом-основателем Римского Клуба, директором по науке Института Культурных Исследований, членом правления Королевского Гуманитарного Общества Королевского Госпиталя и Дома неизлечимо больных, активно участвовал в ряде программ гуманитарного и научного направления. Он награжден Удостоверением Заслуг Международного Словаря Биографий за Выдающееся Служение Человеческой Мысли. Умер в Лондоне 23.11.1996 г.

Особое Озарение Gar tajalli-i-Khas Khahi, surat-i-insan bebin:

Dhat-i-Haqqra ashkara andaruni khandan bebin.

Если ты ищешь особого озарения, взгляни на лицо человека:

В смехе его ясно узри Сущность Абсолютной Истины.

Это важное утверждение Джалаледдина Руми, одного из величайших суфийских мастеров, полностью противоречит тем многочисленным постнолицым святошам всех вероисповеданий, которые считают, что юмор разрушает внушение - все, что они обычно могут предложить.

Даже не будет преувеличением утверждать, что различие между вырожденными суфийскими культами и реальным посланием содержится в ответе на вопрос, имеет ли предполагаемый мистик чувство юмора и использует ли он юмор.

Хотя в современном мире такая позиция из-за растущего числа фанатиков едва ли приемлема для их многочисленных жертв, так было не всегда. Платон, если вы помните, сказал: Серьезные вещи не понять без смешных,

Противоположности - друг без друга.

Это безусловно подтвердится, если взглянуть на даже относительно поверхностные аспекты шестидесяти шуток, приведенных ниже.

Легкость, с которой лишенный чувства юмора стращатель, приняв подобающее выражение лица, посредством необходимой терминологии может убедить неразмышляющую публику, что веселость - почти что богохульство, - одна из причин этой ситуации. Но это совсем не означает, что такая нелепица верна.

Недавно у одного известного прелата я наткнулся на оправдание отсутствия юмора в религии: он считает, что его аудитория столь тупа, что поверит, будто к христианству надо приходить через страдание только потому, что не сохранилось записей о том, что Иисус когда-либо смеялся. Это заблуждение, известное как доказательство на основе нелепых предположений, действительно не оспаривалось его аудиторией. Но вошедший в поговорку мальчик из толпы вполне мог бы поинтересоваться, почему бы прелату не делать все, что, как записано, делал Иисус, в том числе и проклинать...

К счастью, в более современных и, следовательно, лучше документированных системах информации достаточно: Я никогда не видел, чтобы кто-то улыбался больше Посланника Аллаха, - сказал Абдуллах, сын Хариса, один из спутников Пророка. Пророк Мухаммад был известен своим чувством юмора*.

Неизвестно, какую религию исповедовал Роберт Дж. Ингерсолл, но в 1884 году он сказал: Никогда человек с чувством юмора не основывал религии**. Как вообще он пришел к такому заключению? Возможно, так же, как и прелат. В таком случае, его способ рассуждений - это действительно доказательство на основе нелепых предположений.

* См. Caravan of Dreams, London, 1968, p. 23.

** Prose-poems and Selection, 1889.

Давайте рассмотрим некоторые духовные и психологические традиции юмора и отметим, как они работают. При этом, полагаю, мы обнаружим, что истинной причиной того, почему некоторые лишенные чувства юмора индивидуумы пытаются препятствовать исследованию юмора в религии, заявляя, что его там нет или что он с ней несовместим, является то, что сами они - неуверенные в себе личности, не осмеливающиеся вступать в область смеха...