А. Н. Чанышев

Курс лекций по древней философии

закон исключенного третьего - более острая формаз акона противоречия.

Такая разница в сфере применения законов означает, что есть разные виды противоречия. Выше было различено собственно противоречие и его смягченная форма - противоположность. И то, и другое - два вида противолежащего. Позднее это стали называть контрарным и контрадикторным противоречиями. Обоими законами связано лишь контрадикторное противоречие. Пример контрадикторной противоположности: 'Эта бумага белая' и 'Эта бумага не-белая'. Среднего здесь нет. Контрарная противоположность связана лишь законом запрещения противоречия. Пример: 'Эта бумага белая' и 'Эта бумага черная', ведь бумага может быть и серой. Контрарное противоречие (противоположность) допускает среднее, контрадикторное - нет. Члены контрарного противоречия могут быть оба ложными (когда истина между, - это третье значение), но сразу истинными они быть не могут, это запрещено законом противоречия. Члены контрадикторной противоположности не могут быть не только сразу истинными, но и сразу ложными, ложность одной стороны влечет за собой истинность другой. Правда, у Аристотеля мы такой точности не находим.

Категории. Выше была отмечена спорность принадлежности Аристотелю 'Категорий' (в которых нет ссылок на другие работы Аристотеля), а также их отношения к 'Метафизике'. В контексте этой главы существенно напомнить, что первостепенное понятие первичной сущности в 'Категориях' трактуется кaк отдельное, единичное, в то время как вид наряду с родом - 'вторичные сущности' (чего в 'Метафизике' вообще нет) . В 'Категориях' говорится, что 'если бы не существовало первых сущностей, не могло бы существовать и ничего другого' (V, с. 56) 1 /Аристотель. Соч., т.2, с. 56 ('Категории', гл. V)./, что 'первые сущности, ввиду того что они подлежащие для всего другого, называются сущностями в самом основном смысле' (там же, с. 57). Быть подлежащим - значит ни о чем не сказываться, никогда нигде не быть предикатом суждения, а быть всегда его субьектом. Виды и роды как вторичные сущности - предикаты для первичных сущностей, они указывают 'качество сушности' (с. 59), так что в 'Категориях' они смыкаются с категорией качества. Поскольку слово 'категориа' означает предикат, то первичные сущности не являются и категориями, тем не менее каждая из них - первая среди категорий. Первичная сущпость может принимать противоречивые качества, хотя и не сразу. Молодой человек по степенно становится старым.

Другие категории. Итак, категории - наиболее общие роды высказываний, точнее говоря, имен. Любое слово, взятое обособленно, вне связи с другими словами, т. е. 'человек', 'бежит' (но не 'человек бежит'), означает 'или сущность', или 'сколько', или 'какое', или 'по отношению к чему-то', или 'где', или 'когда', или 'находиться в каком-то положении', или 'обладать', или 'действовать', или 'претерпевать' (IV, с. 55). Столь полный перечень категорий встречается еще только в 'Топике' (103, в 23). В других сочинениях, связываемых с именем Аристотеля, категорий меньше. Во 'Второй аналитике' их только восемь (нет 'положения' и 'претерпевания') . Выше отмечалось, что в 'Метафизике' шесть категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие и страдание. Так или иначе, все категории, кроме первой, высказываются о первичной сущности, в силу чего се подпадает под ту или друrye из девяти категорий, находятся в подлежащем, каковым является первичная сущность, которая, строго говоря, и не должна быть категорией, ибо категории - предикаты, а первая сущность - всегда субъект.

Существует мнение, что различия между категориями, сам их состав Аристотель вывел из грамматических различий. В самом деле:

Сущность - сущсствительное (например, человек).

Количество - числительное (один, несколько).

Качество - прилагательпое (старый, малый).

Отношение - степени сравнения (раньше всех, выше других).

Место - наречие места (на улице, под горой).

Время - наречие времени (сегодня, позавчера).

Положение - нспереходный глагол (стоит, лежит).

Обладание - греческий перфскт страдательпого залога (разут).

Страдание - глагол страдательного залога (гонят, избивают).

Впрочем, возможно, здесь натяжка. Ведь у Аристотеля различены лишь имя существительное и глагол, о других частях речи он нигде не говорит. Кроме того, в категориях разделено то, что соединено грамматикой, и наоборот, качества и количества выражаются не только прилагательными и числительными, но и существительными, которые в этой категориально-грамматической таблице должны выражать