Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 2)

эллинизированной Иудее вновь возродил иудейский мистицизм,

наполненный еще ранее из источников Авесты.

Случайно обнаруженные в 1945-47гг в пещерах Вади-Кумрана на

северо-западном побережье Мертвого моря кожаные свитки с документами и

пророческими книгами общины ессеев стали вскоре самым великим

археологическим открытием ХХ века.

Около этих примерно девятисот свитков из 11-ти пещер выросла целая

наука, - кумранистика. В настоящее время большинство

специалистов-кумранистов согласны в том, что в общине ессеев во

втором-первом веках до нашей эры произошел синтез Ветхого Завета и

Зороастризма (религии Авесты), результатом которого и явился Новый Завет.

Кстати, само выражение 'Новый Завет' встречается в самих текстах Кумрана.

Отметим здесь же, что среди свитков Кумрана обнаружены и астрологические

тексты, причем их изучение показывает близость астрологических воззрений

ессеев именно к зороастризму, добрую четверть которого составляет учение о

Небесном воинстве и астрологической расшифровке звездного послания Творца.

Ессеи славились в Иудее и по всему региону как отличные астрологи, что

также отделяло их от фарисеев, саддукеев, вообще от ортодоксальных иудеев,

не признававших астрологию за благое занятие. Ирод Великий относился к

ессеям с большим уважением, так как именно ессеи предсказали ему в юности

будущее царствование (об этом свидетельствует Иосиф Флавий в 'Иудейских

древностях'), хотя сами ессеи относились к нему холодно, даже враждебно. В

последние годы Кумранские тексты опубликованы на русском и вышло подробное

исследование этих текстов, а также истории и идеологии ессеев

(И.Р.Тантлевский. 'История и идеология Кумранской общины' СПб, 1994г.,

Институт востоковедения РАH).

Почему мы рассказываем здесь о ессеях и связи их доктрин с

зороастризмом, с Авестой? Дело в том, что после первых же публикаций (в

пятидесятых годах)

текстов Кумрана стало ясно, что многие образы Евангелий и многие их

действующие лица (близкие Иисусу) связаны с ессеями. Это заметили и в

Православной церкви: о близости к ессеям Иоанна Крестителя писал, ссылаясь

на первые опубликованные тогда тексты Кумрана, епископ Смоленский и

Дрогобужский Михаил Чуб в 'Журнале Московской патриархии' (1958г., номер

8). Он первый в церкви, видимо, выдвинул предположение о том, что Иоанн

Предтеча с детства, после смерти своих престарелых родителей, воспитывался

в общине Кумрана, но затем ушел из нее, не согласный с их крайней

отделенностью от мира. Кстати, Михаил Чуб отметил и то, что место

проповедей Иоанна Предтечи в 27г.н.э. находилось всего в двух часах ходьбы

от Кумрана! Все это отметил затем и Александр Мень в своей 'Истории

религии'. Он писал, что именно ессеи явились бродильным началом,

приготовлявшим Палестину к 'исполнению времен' пророчеств Ветхого Завета.

Сочувствующие ессеям, но не входящие непосредственно в их полумонашеский

орден белых одежд, называли себя 'чающими Утешения'. Евангелист Лука

назвал среди них родителей Иоанна Предтечи и Богородицу Марию, сводных

братьев Иисуса и старца Симеона, узнавшего по откровению свыше среди

первенцев, принесенных родителями в храм, Иисуса и прочитавшего над ним

особую благодарственную молитву ессеев. Близких ессеям называли в те

времена также праведниками, и евангелист Матфей называет праведником

Иосифа, обручника Богородицы. Среди апостолов Нафанаил, рассказ о котором

дан в 1-й главе Евангелия Иоанна, входил в число ессеев (это следует из

упоминаемого в стихах 48-50 эпизода со смоковницей, связанного с тайными

обрядами ессеев), а апостолы Иоанн Зеведеев и Андрей Ионин были прежде

учениками Иоанна Предтечи и, следовательно, были хорошо знакомы с

ессейскими доктринами от первого учителя. Сам Иисус, как следует из первой

главы Евангелия Иоанна, знал тайные обряды ессеев.

И.Р.Тантлевский, автор упомянутого выше капитального исследования

истории и идеологии ессеев, считает, что слова 'пришел к своим, и свои Его

не приняли'

(Ин.1:11) открывают и то, что до крещения Иоаннова Спаситель приходил к

ессеям, но они не узнали в Нем долгожданного Мессию, чаемого Утешителя

Израиля. Вся совокупность свидетельств Евангелий говорит нам о том, что

близкие Иисусу Христу действующие лица евангельской истории или сами были

ессеями, или сочувствовали им и хорошо знали их доктрины. Следовательно,

не в прямую, но опосредствованно, они были близки и знаниям Авесты. И еще

раз: для чего мы рассказываем здесь обо всем этом?

Евангелист Лука своим рассказом об Ангеле Гаврииле дает