Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 2)

лет после этого многие в Европе придерживались

римского счета лет, и только в Х1V веке окончательно почти по всей

христианской Европе установилось новое летоисчисление... Некоторые

исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков

правления Римских императоров просто 'проглядел' четыре года из правления

императора Августа; другие полагают, что он в своей работе

руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством

составления пасхальных таблиц, - ведь именно такая задача была поставлена

перед ним. Так или иначе, но такова, вкратце, история установления

принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году,

после принятия в советской России григорианского календаря, православная

Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные

праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово

празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января. Но не эти детали,

хотя бы и существенные, являются предметом нашего рассмотрения.

В каком году родился Иисус Христос?

Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он

ранней весной 4г.до н.э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года

(750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны все

современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р.Х. также

довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических

Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это

'в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат

начальствовал в Иудее...'(Лк.3:1).

Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь,- таково его полное имя,-

родился в 712г. от основания Рима (42г.до н.э.), был объявлен соправителем

императора Августа в 765г.(12г.н.э.), а единодержцем стал в

767г.(14г.н.э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на

27г.н.э., во втором - на 29 г.н.э.

Далее в Евангелии Луки сказано, что 'Иисус, начиная Свое служение, был

лет тридцати.'(Лк.3:23). Вероятно евангелист Лука считал началом правления

Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после

смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая

глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом

Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление

Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в

27г.н.э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями

в храме: 'Иисус сказал им в ответ:

разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему

иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его

?' (Ин.2:19,20).

Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен

первосвященниками в 20г.до н.э., а затем постоянно достраивался и

улучшался, - следовательно, 46 лет его строительства, - это 27г.н.э. Как

видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления

Тиберия 12г.н.э. и началом служения Иисуса 27г.н.э. Теперь мы почти готовы

установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая

слова Луки 'был лет тридцати'. Очевидно, более тридцати, так как иначе

опять мы выходим за верхнюю границу, за 4г.до н.э. Если в 27г.н.э.

Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения - 5г.до н.э., если 32

года, то получим 6г.до н.э., если 33 года исполнялось Ему в 27году, то год

Рождества Христова получается 7-й до н.э. Большинство исследователей

считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса

Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в

четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как

наиболее вероятный.

Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие

Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около

пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия,

относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем

Иерусалима: 'Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и

возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и

Ты видел Авраама?' (Ин, 8-57). Чтобы правильно понять эти строки, надо

вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда

при первом посещении Иерусалима (в 27г.), иудеи говорят, что храму сорок

шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не

Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия,