Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 2)

в храме, в

последний день праздника Кущей,- теперь, если следовать хронологии

Евангелия, в 29г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на

этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают

Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов,- и при

этом смеет учить их. Эта 'линия храма' в Евангелии Иоанна позволяет, как

видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма,-

вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком

'дне Своем' говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в

29г.,- но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.

Вифлеемская звезда.

Еще одно указание на время Рождества Христова - это рассказ о

Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни

исследований, поэтому приведем его здесь:

'Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли

в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский?

Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это,

Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех

первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно

родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так

написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от

них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал:

пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите

меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се,

звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла

и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они

возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с

Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои,

принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.' (Мф.2:1-11).

Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием

природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.)

предполагали, что это была 'хвостатая звезда', то есть комета, и эта

гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в

наши годы,- в связи с появлением весной 1997г. кометы Хейла-Боппа. Что

касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею

хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех

тысяч лет назад,- так показывают современные астрономические расчеты,- а

вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через

2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме

того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность

Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим

евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет,

называя их 'хвостатыми звездами', или 'подобными копью',- так или иначе

всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например,

'Повесть временных лет'

(СПб,1996) с комментариями академика Д.С.Лихачева, чтобы убедиться в

этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем

другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах.

Но что же это была за звезда?

В октябре 1604г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера,

Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой

звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во

времена Рождества Христова.

Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен

Юпитер называли 'звездой королей', а Сатурн считали 'иудейской звездой',-

планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна

могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя

Иудейского,- тем более, что, по преданиям востока, такое соединение

Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не

только иудеями, но и многими народами величайшим пророком. Соединения

Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно,

в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку

именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось

тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера

поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты

показывают, что в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не

ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак