Лесков Л. В.

Космос и Мифология

друг

друга общественных укладов жизни - рабовладельческого и феодального.

Эти черты, нашедшие отражение в учении перипатетиков, позволили

католической церкви принять точку зрения схолы на космос и

придерживаться ее в течение всей эпохи средних веков.

Это, однако, не означает, что принятый в средние века образ космоса

не претерпевал никаких изменений и не имел своих особенностей.

Средневековье началось с распада великой Римской империи, с резкого

ослабления торговых, культурных и научных связей между различными

центрами Европы. Этот общий упадок отразился на появлении странных

картин мира. Так, Косьма Индикоплов, руководствуясь рассказом о

скинии господней, считал, что Вселенная имеет форму ящика. Гервазий

Тильберийский считал Землю квадратной и т. д.

Однако в целом космогония средних веков определялась двумя

источниками - библией и учением Аристотеля. Образ мира представлялся

в виде огромной символической системы, своего рода собора идей. Во

всех окружающих явлениях видели божественный промысел.

В сохранении античного наследия в средние века выдающуюся роль

сыграла арабская наука VIII-XV вв. На арабский язык были переведены

основные труды греческих астрономов. Некоторые из них стали позднее

известны в Европе под их арабскими названиями (например, 'Альмагест'

- 'величайшее сочинение' Птолемея). В части теоретических обобщений

арабская наука в целом, однако, не пошла дальше античной космогонии.

В университетах средневековья господствовал то-

мизм - учение Фомы

Аквинского (XIII в.). Используя идеи Аристотеля, 'Доктор ангеликус'

построил иерархически упорядоченную картину мира, в которой истины

разума согласовались с истинами веры. По его словам, для прекрасного

необходимы три вещи: совершенство, Согласованность и ясность.

Античный мир не знал этого абсолютного монотеизма, абсолютной власти

творца над миром. Космология средневекового христианства (как и

других типов монотеизма) основана не на примате

чувственно-материальной природы, а на признании абсолютного духа.

Абсолютный дух, абсолютная личность, бог выступает здесь как сила,

которая, безусловно, выше космоса и которая создает его по

собственной воле.

Однако в этом мире действовал также и дьявол, враг рода

человеческого. Согласно учению блаженного Августина (IV-V. вв.)

бесовская хитрость приводит к тому, что все зримое в этом мире может

быть учиняемо дьяволами. Само собой разумеется, такие представления

открывали полный простор черной магии, оккультизму, герменевтике и

колдовству с той особенностью, что средневековая теология изгнала их

из сферы разумного миропорядка в область демонизма.

Поскольку все в мире находится во взаимосвязи и взаимозависимости и

любую ассоциацию можно истолковать на основе внешнего сходства,

процветала астрология. Такие ее средневековые авторитеты, как

Парацельс и Агриппа, рассматривали ее даже как естественнонаучный

фундамент медицины. Макро- и микрокосм. т. е. Вселенная и человек,

были подобны друг другу и связаны тысячами связей. Человеческая жизнь

подчинялась ходу небесных светил.

Чтобы правильно понять деятельность неба, считал Парацельс, надо быть

одновременно теологом, физиком и философом. Человеку было дано

расшифровать

ные знаки божественной воли - расположение светил, появление комет

или такие явления, как вифлеемская звезда. Однако, по мнению

Парацельса, из любви к человеку бог наградил его свободой воли, что

позволяег ему сопротивляться неблагоприятному стечению обстоятельств

и влиянию звезд, контролировать свои болезни.

О роли разума в познании мира высказывались прямо противоположные

точки зрения: 'разум не способен и не достоин понять явления природы'

(Михаил Скотт, XIII в.); 'если разуму не быть верховным судьей, то

для чего же он дан каждому человеку?' (Аделяр Батский, XII в.).

Преобладала первая точка зрения.

Тем не менее в Европе действовала университетская наука. Вот перечень

некоторых проблем, которые исследовались в средневековых трактатах по

космогонии: какова природа бога, какова природа времени, откуда

брался свет в первые три дня творения, когда не было Солнца, и т. д.

Методология исследования состояла в толковании библии, писаний отцов

церкви и некоторых античных