Лесков Л. В.

Космос и Мифология

его современников. В некоторых своих работах Ньютон

склонялся к мысли, что причиной гравитации является 'нематериальный

агент', т. е. бог. Вот что писал по этому поводу Лейбниц: 'Ньютон и

его последователи имеют забавное мнение о деле божьем. Согласно им,

бог имеет нужду время от времени заводить свои часы: иначе они

остановятся. Он не сообразил снабдить их вечным двигателем. Эта божья

машина к тому же, по их мнению, так несовершенна, что бог вынужден ее

время от времени особым актом смазывать и даже исправлять, как

часовщик, считающийся тем худшим мастером, чем чаще он прибегает к

исправлению часов'.

Несмотря на указанные слабости и противоречия, математическая теория

Вселенной, созданная Ньютоном, позволила ему блестяще решить ряд

практически важных задач: построить теорию движения Луны, рассчитать

движение планет и комет, дать объяснение приливов и отливов и т. д.

Развивая теорию Ньютона, его последователи в XVIII и XIX вв.

обеспечили триумфальное шествие астрономии и механики. Эти успехи

были связаны с именами таких первоклассных ученых, как Л. Эйлер, А.

Клеро, М. Даламбер, М. Лагранж, П.Лаплас, И. Кант, У. Леверье.

Далласом, в частности,

была разработана теория устойчивости движения планет вокруг Солнца, в

результате чего отпала необходимость прибегать к услугам какого-либо

постороннего 'агента', который время от времени подправлял бы их

движение и по адресу которого с таким сарказмом высказывался Лейбниц.

Все это позволило Лапласу столетие спустя после работ Ньютона на

вопрос Наполеона о роли бога в мироздании ответить словами, ставшими

крылатыми: 'Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался'.

Мир Ньютона обладал еще одним недостатком: он был статичен, лишен

развития и сохранял свойства, полученные им от бога в первый день

творения. Этот недостаток был позднее исправлен Кантом и независимо

от него Далласом, которые выдвинули гипотезу о происхождении

Солнечной системы из небулярной туманности.

Несмотря на все эти достижения, были основания оценить космическую

концепцию классической механики как в определенном смысле шаг назад

по сравнению с воззрениями античной науки. Вот что писал по этому

поводу Ф. Энгельс: 'Насколько высоко естествознание первой половины

XVIII века поднималось над греческой древностью по объему своих

познаний и даже по систематизации материала, настолько же оно

уступало ей з смысле идейного овладения этим материалом, в смысле

общего воззрения на природу' *.

По отношению к самому Ньютону это широко известное высказывание

Энгельса не совсем верно, так как не учитывает его богословских

работ, достаточно полный анализ которых был выполнен лишь в последнее

время. Именно в этом цикле работ Ньютон пытался дать ответ на вопрос

о роли творца во Вселенной, о месте, которое в ней занимает человек,

о соотношении макро- и микрокосма.

Ньютон считал теологию неотъемлемой частью системы мироздания.

'Рассуждение о боге, - писал он в последнем поучении к 'Началам', -

на основании совершающихся явлений, конечно, относится к натуральной

философии'. Истинной религии, по Ньютону, соответствовала

тинная натуральная философия - гелиоцентрическая система мира,

которая позже была искажена язычниками, а вслед за ними и

католической церковью. Христос (по его взглядам, не бог, а лишь

'превосходнейшее творение' бога) был послан в мир, чтобы воссоздать

утраченное, но не был понят: его последователи, и прежде всего

католики ('богохульники', 'духовные развратники', совершившие

'великое отступничество'), стали поклоняться самому Христу как богу.

Из этих рассуждений Ньютона видно, что в своих богословских трактатах

великий физик впал в арианскую ересь. Для члена Тринити-колледжа -

колледжа Святой Троицы Кембриджского университета - это. очевидно,

было небезопасно, и Ньютон большую часть своих рукописей на

богословские темы так'и не решился опубликовать при жизни.

Бог ньютоновых 'Начал' - Пантократор, осуществляющий абсолютную

власть над творением. Истинная религия открывается людям через

изучение природы. Инструмент познания Универсума и божественного

промысла - наука. Отсюда следовало, что высшим критерием истинности

познания является авторитет самого интеллекта, ведущего исследование