Лесков Л. В.

Космос и Мифология

'В чем сущность жизни? Это нравственный закон

внутри нас и звезды над нами'. Вот об этом органическом единстве

нравственности и Космоса, т. е. системы миропорядка, мы понемногу

начали забывать.

Такой взгляд на космос получает свое практическое выражение. На

околоземных орбитах находится не менее 5000 фрагментов космических

аппаратов размером более 5 см. Это уже сейчас создает немалую опасною

ь для функционирования космической техники. Космонанг А. А- Серебров

рассказывал, как во время выхода в открытый космос буквально в

полуметре от его головы пролетел такой фрагмент.

Если масса космического мусора, находящегося на околоземных орбитах,

возрастет всего в 2-3 раза, то возникнет неконтролируемая цепная

реакция разрушения выводимых в космос новых космических аппаратов и

соответственно вырастет число осколков. Авторы некоторых проектов

освоения космоса идут дальше. Опубликованы, например, предложения

вести горные разработки на Луне с помощью ядерных взрывов.

Определенную опасность могут вызывать запуски космических аппаратов,

в особенности с такими двигательными установками, как твердотопливные

ускорители американской транспортной космической системы 'Спейс

Шаттл', которые загрязняют атмосферу вредными продуктами сгорания. По

мере увеличения частоты полетов эта опасность будет нарастать.

Совершенно иной подход к этим проблемам был развит в трудах классиков

отечественной науки К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

Циолковский разработал первую целостную программу индустриализации

космоса, указал ее цели, рассмотрел мировоззренческие аспекты

проблемы 'космос и общество'. Вернадскому принадлежит

основополагающий принцип экологически сбалансированной коэволюции

общества и пр.ироды, включая освоение космоса. Нарушение этого

принципа, бездумная эксплуатация космоса, по мнению Вернадского,

самоубийственны для цивилизации.

Примат глобальных, общечеловеческих интересов, которые должны в

наибольшей степени определять направление и содержание процессов

эволюции цивилизации, - важнейшая особенность, которая определяет

подход Вернадского к рассматриваемым вопросам. Эти гуманистические

идеи приобретают особенно важное значение в нашу эпоху, когда

кризисные явления в развитии общества и его техногенной деятельности

достигли особенно крупных масштабов.

Вопреки этому в нашей стране в течение 70 лет господствовало прямо

противоположное отношение к этим проблемам. Вот что говорится в

написанной Сталиным главе 'О диалектическом и историческом

материализме' из 'Краткого курса истории ВКП (б)': 'Изменения и

развитие общества происходят несравненно быстрее, чем изменения и

развитие географической среды'. И далее: 'Для сколько-нибудь

серьезных изменений географической среды требуются миллионы лет'.

Руководствуясь этими идеологическими установками, страна взяла на

вооружение лозунг: 'Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у

нее - наша задача'. К каким экологическим бедствиям массового

характера привел такой подход, известно слишком хорошо.

Вот только один конкретный пример из числа самых последних, и весьма

характерный, - канал

Дон-11. Первоначально этот канал был запланирован Минводхозом в общей

грандиозной системе переброски на юг вод северных рек.

Общественность, наученная горьким опытом Арала и Кара-Богаз-Гола,

погубленных тем же Минводхозом, сумела остановить этот проект.

Ученые доказали: вред от канала превысит пользу. Экспертная комиссия

Госплана СССР рекомендовала прекратить строительство. В Волгограде

состоялся общественный суд над каналом, вынесший обвинительный

приговор. Сам Минводхоз превратился сначала в Минводстрой, а затем в

некий концерн, правда, с прежним руководством во главе.

И что же в итоге? Ничего ровным счетом: стройка идет полным ходом.

Ведомство оказалось сильнее всехсильнее ученых, сильнее

общественности, сильнее правительства в лице Госплана.

Истоки этой 'прагматической' концепции освоения и перестройки природы

лежат, очевидно, в тех идеологических ошибках, которые характерны для

развития советского общества в период после Октябрьской революции. Об

этом псевдореволюционном и псевдомарксист- ' ском волюнтаризме хорошо

сказал Н. А. Бердяев, отметив,