Лесков Л. В.

Космос и Мифология

что для него 'мир пластичен, и из

него, как из воска, можно лепить какие угодно фигуры'. Именно из

такого подхода и вырастал пресловутый сталинский лозунг об отношении

к природе. 'Мифы гораздо динамичнее реальности, - писал в той же

работе Бердяев, - и так всегда было в истории. Абстрактные мысли,

принимающие, форму мифов, могут перевернуть историю, радикально

изменить общество'. Добавим: не только общество, но и окружающую

среду,

МИФ, НАУКА И ЧЕЛОВЕК

Прослеживая пути формирования духовного единства человечества,

крупный западный философ К. Ясперс отмечал, что с этим связана

'осевая эпоха' мирового исторического процесса - -эпоха возникновения

мировых религий и философии. Эта эпоха оказала глубокое . влияние на

ресь последующий ход мировой истории. Именно тогда впервые.была

осознана основополагающая для проблемы 'человек и космос' идея:

человек должен ощущать себя органической частью саморазвивающегося

космоса, попытки противопоставить себя космосу,

встать над ним равнозначны суициду цивилизации. Из них, между прочим,

следует и самоотрицание; если человек 'выше' природы, космоса, то он

'выше' и других людей. Нравственный закон внутри нас и звезды над

нами - только следуя этому кантовскому принципу, человек обретает

будущее в космическом понимании.

Такой взгляд на место человека в саморазвивающемся космосе позволяет

глубже осмыслить роль мифа а культуре. В становлении и эволюции

'игрового пространства' цивилизации миф выполняет существенные

функции. Мифотворчество - одна из ступеней восхождения к высшим

уровням познания окружающей действительности и космоса в целом.

Заложенные в мифах идеи нередко использовались учеными для создания

передовых научных теорий. Классический пример - создание теории

множеств Георгом Кантором, толчком к которому послужили размышления

над парадоксальным содержанием догмата о триединстве бога.

Современная космология и теория элементарных частиц неоднократно

обращались к идейному богатству древних восточных

религиозно-философских учений.

Мифология - естественная часть мировых религий, моральный и этический

потенциал которых всегда играл и, видимо, будет играть важную роль в

самодвижении цивилизации.

Перечисленные причины позволяют утверждать: мифотворчество и научное

мировоззрение, будучи противоположными полюсами познания

действительности, в то же время не исключают друг друга, а, напротив,

могут находиться в состоянии своеобразного 'мирного сосуществования'.

Миф нередко первым 'осваивает' познавательные территории, по которым

наука в силу тех или иных причин не может дать ясного заключения.

Такие примеры есть в области психологии, есть они и в космонавтике.

Однако это верно только до определенного предела. Этот предел

определяется превращением мифа в политизированную идеологему,

включением его в идеологическую систему, обслуживающую социальную

надстройку. Такая мифологизированная идеология становится

антагонистической, непримиримой противоположностью научного

мировоззрения. Как это происходит в случав

космонавтики, мы разобрали выше на конкретных примерах.

Стороники идеологизированного мифа обычно хорошо понимают это.

Поэтому в наше время такой миф, как правило, облекается в

наукообразную форму и его провозглашают истиной в последней

инстанции, а все прочие взгляды - соответственно ошибочными и

вредными заблуждениями. Подобным примерам в современной истории несть

числа. Некоторые из них, относящиеся к космосу и космонавтике, также

были рассмотрены.

И еще одна любопытная особенность мифологизированной идеологии - это

резко враждебное отношение к другим мифам. Вспомним хотя бы

ожесточенные нападки, которым во времена застоя подвергались, в

общемто, совершенно безобидные сообщения о летающих тарелках, большую

часть которых, как уже отмечалось, следует отнести к области

мифотворчества. Вероятно, это происходило потому, что идеология

усматривала для себя какую-то опасность в параллельном

мифотворчестве; впрочем, предоставим читателям возможность

самостоятельно поразмыслить над этой странной особенностью.

Какова прогнозная и конструктивная сила мифа? Мировоззренческая