Лесков Л. В.

Космос и Мифология

то предрекаемая ему гибель (или в крайнем случае

вырождение) станет абсолютно неизбежной. Но если .человечество найдет

в себе достаточно мудрости и силы выбрать экологически

сбалансированный путь интенсивного продвижения в будущее в глобальном

масштабе, последовательно поднимаясь по ступеням иерархически все

более высоких и все более сложных технологических состояний и

отыскивая рациональные способы подавления возможных неустойчивостей в

системе ноосфера - природа, то каких-либо принципиальных ограничений

на этом пути в грядущее не видно вплоть до промежутков времени,

сопоставимых с продолжительностью существования Ёселенной. И в той

степени, в какой человечество сумеет удерживать самодвижение к новым

свершениям в рамках коэволюции с развивающимся Универсумом, его

грядущую судьбу можно будет оценивать оптимистически,

Однако на этом пути человечество поджидает еще одна группа опасностей

особого рода. Производственная, адаптационная деятельность

цивилизации опирается на совокупность освоенных технологий, причем

каждому данному уровню технологии соответствует

.мальная внутренняя структура социума, обеспечиваю-

щая на этом уровне максимальную эффективность производственной

деятельности.

Творческая, научная деятельность цивилизации направлена на решение

другой задачи - поиск новых экологических ниш и соответственно новых,

более эффективных технологий. В результате этой деятельности

возникает и постепенно все более углубляется противоречие между

новым, прогрессивным уровнем технологии и старой, консервативной

структурой социума. Разумеется, это не единственное внутреннее

противоречие, присущее такому сложному объекту, как ноосфера. За

комплексом этих противоречий скрыто, быть может, самое глубокое из

них - противоречие между интересами ноосферы в целом и отдельного

индивидуума, личности.

Человек как индивидуум стремится к полному раскрытию собственного

творческого потенциала (если он возвысился до соответствующего уровня

понимания). Человек как субъект цивилизации, говоря словами Маркса,

всю природу превращает в собственное неорганическое тело. Отделяя

себя от природы и противопоставляя себя ей, человек тем самым вносит

в собственное существование элемент драматизма, поскольку, стремясь-

к освобождению, приходит к противоположному результату - несвободе.

Не углубляясь далее в анализ этих вопросов, вспомним давнее и

совершенно справедливое высказывание Гегеля: 'Противоречие есть

корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в

себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и

жизненностью'.

В нашем случае 'нечто' - это сама ноосфера, а комплекс ее внутренних,

имманентных противоречий - постоянный источник ее самодвижения,

эволюции. Возникает вопрос: нельзя ли сформулировать основной закон,

которому подчиняется этот эволюционный процесс? В трудах В. И.

Вернадского ответа на этот вопрос нет. Однако если попытаться

обобщить все сказанное выше о свойствах ноосферы, то можно предложить

щую формулировку этого закона) основная функция ноосферы состоит в

креативной, т. е. творческой и преобразующей, и

адаптивно-адаптирующей, т. е. приспособительной, деятельности в целях

расширения границ гомеостазиса.

В качестве следствий из этого основного закона эволюции ноосферы

можно получить такие важные положения, как экологический императив,

космический императив и некоторые другие, о которых шла речь выше.

Пользуясь теорией систем, можно также построить системные модели

эволюции ноосферй, которые позволяют сконструировать

сверхдолгосрочные сценарии ее развития. При этом, разумеется, речь

может иДти о прогнозе только наиболее общих, крупномасштабных

особенностей этого эволюционного процесса. Не менее важной другое: на

этом пути появляется возможность предсказать возникновение опасных

неустойчивых состояний (иными словами, кризисных явлений) на тех или

иных ветвях эволюционных процессов, а тем самым и предупредить

развитие в нежелательных направлениях.

Оставляя в стороне чисто технологические стороны эволюционного

процесса - хотя сами по себе они чрезвычайно интересны, - отметим,

что, пожалуй, креативная, творческая функция