Ю.Н. Морозов

Следы Древних Астронавтов

может, они были на Земле?' - давно заменен убежденным ответом: 'Конечно, были!' Среди тех, кто создавал и пропагандировал эту 'теорию', особый успех вы- пал на долю швейцарца Эриха фон Деникена. Каждая новая его книга автоматичес- ки становится бестселлером; на его лекции трудно попасть; по его книгам снято несколько не менее популярных фильмов (один из них, 'Воспоминания о будущем', шел в свое время в нашем кинопрокате). Деникен является идейным лидером между- народного Дрсвнеастронавтического общества, созданного 14 сентября 1973 года и объединившего сторонников 'теории', как занимающихся собственными разысканья- ми, так и просто 'сочувствующих', Для миллионов читателей в различных странах он сделался ведущим авторитетом в этой области. 'Рекомендовано Деникеном', с предисловием Деникена' - подобные уведомления, красующиеся на многих книгах его единомышленников, служат им лучшей рекламой...

В чем причина такого успеха? Отчасти ему способствовали личные качества автора, проявившиеся (точнее, умело поданные) в его книгах. Деникин весьма на- читан; не имея научной квалификации, он смело оперирует данными самых разных наук, ориентируется в новейших открытиях и гипотезах, Его энергия зарази- тельна. В поисках следов пришельцев швейцарский 'писатель-исследователь' (так он сам себя характеризует) объездил весь земной шар. Недаром на фотографиях, иллюстрирующих его книги, так часто присутствуют личностные мотивы: Деникен на острове Пасхи, Деникин измеряет каменный монолит, Деникен беседует с именитым ученым... Все эти детали создают привлекательный для широкой публики имидж та- лантливого самоучки, который благодаря своей целеустремленности и поисковой активности сумел бросить вызов устоявшимся научным взглядам.

Сам Деникен уверен, что для полноценного исторического исследования вов- се не обязательны профессиональная подготовка и специальные знания, напротив, они даже мешают 'пустить фантазию в свободный полет', Соответственно этому вся конкретная аргументация автора 'Воспоминаний о будущем' строится в расчете на мышление неспециалиста, апеллирует к его житейскому 'здравому смыслу'.

'Не правда ли, очень похоже на астронавта?' - спрашивает Деникен, поме- щая репродукцию какого-нибудь наскального изображения, 'И в самом деле, похо- же', - изумляется читатель, не раз видевший космонавтов в массовой печати и на экранах телевизоров. 'А могли ли люди, не имевшие совершенной техники, воз- двигнуть такой колосс?' - предлагает Деникен новый вопросаргумент. 'Не могли', - убежденно качает головой читатель, разглядывая снимок древнего сооружения, один только блок которого н несколько раз превосходит человеческий рост. Что же касается мифов и религиозных сказаний, то Деникен советует: подставляйте на место слова 'бог' слово 'астронавт', вместо слова 'ангел' читайте 'робот' - и вам все станет ясно. Читатель с увлечением подхватывает эту игру в 'общедос- тупную науку', на каждом шагу проникаясь верой, что решать научные загадки, интерпретировать исторические памятники - не намного сложнее, чем разгадывать параду или кроссворд. Проявляя неистощимую изобретательность в поиске все новых и новых 'сле- дов пришельцев', Деникен складывает из их яркой мозаики свою картину земного прошлого, которая для непосвященных людей притягательнее 'скучных' и 'туман- ных' концепций ученых. В самом общем виде его 'теория' такова.

Посланцы космических цивилизаций прилетали на Землю неоднократно. В свой первый визит они - ни много ни мало - создали на нашей планете 'по обра- зу и подобию своему'.человека разумного. С этой целью пришельцы внесли целе- направленные изменения в наследственность гоминид, к тому времени уже выделив- шихся из обезьяньего стада. Чем аргументировано сие более чем смелое утвержде- ние? Ссылками на перспективы генной инженерии, нашумевшие публикации о 'детях из пробирки' и мифы о божественном сотворении человека. Вот, например, как расшифровывает Деникен 'истинную историю Адама и Евы'. Чужепланетные астронав- ты (тут автор напоминает, что в библейском повествовании о божественном сотво- рении людей исконно шла речь не о боге, а о богах, 'элохим') начали с искус- ственного выращивания мужской особи. Затем у первом земного мужчины взяли 'клеточную культуру', чтобы вырастить из нее первую женщину - впоследствии это обстоятельство трансформировалось в мотив сотворения Евы из ребра Адама. Же- лая изолировать первых земных людей от контактов с окружающим миром, 'элохим' содержали их в 'резервации', память о которой сохранилась в представлении об