Лобсанг Рампа

Главы Жизни (Часть 1)

искать, вся его громадная библиотека останется лишь грудой макулатуры.

Дисциплина в медитации имеет первостепенное значение для того, кто стремится достичь истинного прогресса в духовном совершенствовании. Как всякая армия теряет боеспособность без дисциплины и постоянных учений, так и человеческая душа без дисциплины и правильного обучения медитации становится частицей неуправляемой толпы.

Бесполезны всякие попытки заниматься медитацией после прочтения книги, написанной человеком, который сам медитировать не умеет. Множество книг по оккультизму представляют собой лишь невразумительную мешанину превратно понятых восточных притч. Все они написаны людьми, не имеющими понятия о медитации, ибо всякому ясно, что если сам человек не умеет медитировать, то не сможет обучить этому и других!

Следует помнить, что во многих странах мира — я имею в виду нехристианские страны — храмовые служители перед тем, как войти в храм, погружаются в медитацию, чтобы разум их стал чист и раскрыт в готовности принять то, что на Западе именуется Божественным Откровением и Поучением. К примеру, совершенно бесполезной будет молитва, в которой человек лишь бормочет указания своему божеству. Бесполезно молиться о том, чтобы победить на конкурсе красоты или получить главный выигрыш на ирландском тотализаторе. Процесс молитвы всегда должен начинаться с периода медитации, которая очищает разум от лишних мыслей и подготавливает человека к восприятию информации из высших сфер. Повторяю, очень многие бросаются на колени и начинают заказывать Богу «товары с доставкой на дом», а потом говорят, что от молитвы никакого толку. Что ж, пусть вначале попытаются медитировать. Собственно медитация состоит из четырех различных этапов:

1. Первый этап состоит в практике такой медитации, которая содействует развитию истинной индивидуальности медитирующего. Поэтому медитируя и развивая собственную личность, человек обретает более счастливую и успешную жизнь. Человек становится счастливее в жизни личной и удачливее в отношениях с окружающими, то есть в работе. В данном случае успешная медитация также расширяет умственные способности.

2. Второй этап медитации есть то, что почти автоматически вытекает из успешного завершения первого этапа. Второй этап медитации приводит физическое тело в гармонию с Высшей Сущностью (Сверх-я) и приводит Высшую Сущность (Сверх-я) в гармонию с Ману всей нации (страны). Для того чтобы обрести способность медитации на этом и достичь более высоких уровней, человек должен вести чистую, свободную от плотских желаний жизнь.

3. Третий этап медитации наделяет человека всеми благами первого и второго этапов и вдобавок дает ему способность рассудочного познания оккультного. То есть, придя к третьему этапу медитации, человек обретает способность к постижению и самосознанию. Самосознание, разумеется, отличается от осознания. Самосознание есть постижение разумом самого себя, то есть всего того, что позволяет Высшей Сущности (Сверх-я) улучшить свое духовное состояние.

4. И наконец, существует еще мистическая медитация, именуемая так потому, что пребывает в таком бесконечном отдалении от земных понятий, что, пожалуй, недоступна пониманию тех, кому не удалось достичь этого этапа. Четвертый этап медитации ведет нас вдоль Серебряной Нити к нашей Высшей Сущности (Сверх-я), а затем, следуя вдоль Золотой Нити нашей Высшей Сущности, мы предстаем перед той Великой Сущностью, которую за неимением лучшего определения мы здесь называем «Богом». Впрочем, первые два этапа медитации также имеют большое значение, и вначале надо сосредоточиться именно на них.

Прежде чем приниматься за медитацию, совершенно необходимо приучить себя к Дисциплине, ибо забавы с медитацией равносильны игре с огнем. Не позволите же вы ребенку играть с бочонком пороха и коробком спичек. По крайней мере если вы это и сделаете, то лишь один единственный раз! Точно так же, занимаясь высшими разделами метафизики, вы должны приучить себя к суровому самоограничению.

Возьмем, к примеру, хилого, тщедушного человека, которому внезапно захотелось обрести мускулы мистера Атланта. В этом случае ему придется пройти через долгий ряд упражнений. Не может же бедняга сразу схватить штангу и поднимать ее с утра до ночи — он просто испустит дух. Подобным же образом совершенно необходимо, чтобы медитация прежде всего рассматривалась как упражнения для души. А если вы ринетесь в медитацию галопом, словно американский турист по Ватикану ради того лишь, чтобы похвастать, что он там побывал, весь ваш энтузиазм довольно быстро растает.