Выпуск 2

Дайджест эхоконференции ru.dнarma

базируется на том постулате, что все

происходящее непостоянно и безличностно. В этой практике мы пытаемся постичь эту

непостоянность и безличностность через прямое созерцание пустоты. Это высшая практика чань-

буддизма, и она ведет к высшему достижению. Эта практика позволяет нам достичь 'входа через

принцип', о котором мы говорили раньше.

Hо с чего же начинается практика? Различные буддийские школы используют множество

практик, которые по силам начинающим, как, например,

чтение писаний, принятие обетов, простирания, памятование о Будде, счет дыхания. Эти методы

помогают нам очистить сознание, которое переполнено эмоциями и не спокойно, и привести его к

устойчивости и гармонии с нашим окружением. Первая вещь, которую мы должны сделать,- это

расслабить свое сознание и тело. Если нам это удастся, то мы будем более здоровыми и

уравновешенными, сможем достичь более гармоничных отношений с другими людьми.

В моей практике был случай, когда в центр чань- буддизма пришел домохозяин. Он был очень

нервным, и его нервозность передавалась окружающим, которые, в свою очередь, тоже начинали

нервничать. Когда он заговаривал с кем-нибудь, то создавалось впечатление, что он или собирается

напасть на вас, или будет защищать себя. Люди реагировали на его поведение одинаково: оно

досаждало им. Когда я предложил ему расслабить тело, человек ответил, что он и так полностью

расслаблен. Он был переполнен страхом и хотел научиться медитировать. Я научил его расслаблять

тело и сознание. Если мы не научимся расслабляться, то не имеет смысла заниматься медитацией,

а практика отсутствия поисков становится абсолютно невозможной. Hо человек не успокоился и

решил, что если он достигнет просветления, то все его проблемы мгновенно исчезнут. Он сказал

автору: 'Учитель, мне не нужно ничего, я только хочу узнать способ быстро достичь

просветления. Укажите мне его, пожалуйста, и чем быстрее, тем лучше'. Автор ответил ему:

'Такого способа еще не изобрели. Если бы я нашел способ, твердо гарантирующий быстрое

просветление, то я бы, вероятно, заработал на этом большие деньги'.

Теперь я знаю такой способ, и я предоставляю возможность бесплатно воспользоваться им

любому, кто пожелает. Метод таков: вы расслабляете свое тело и сознание. Это очень легко и

просто. Hе спрашивайте, приведет это к просветлению или нет. Сначала вы научитесь

расслабляться, а потом можно будет говорить и о просветлении. Закройте глаза, откиньтесь на

спинку кресла и расслабьте мышцы. Полностью расслабьте глаза. Очень важно, чтоб веки были

расслаблены и не двигались. Вокруг глазных яблок не должно быть никакого напряжения. Hе

прикладывайте усилий и не напрягайтесь. Расслабьте мышцы липа, плечи и руки. Расслабьте

мышцы живота и положите руки на колени. Если вы чувствуете вес

вашего тела, то центр тяжести должен находиться над креслом. Hи о чем не думайте. Если к вам

приходят мысли, понаблюдайте за ними, следите за вашим дыханием. Hе обращайте внимания на

окружающих. Сосредоточьтесь на своей практике, забудьте о своем теле и расслабляйтесь. И не

думайте о том, насколько полезно то, чем вы занимаетесь.

Смысл этой практики в том, чтобы расслабление было естественным и свободным. Hе обязательно

заниматься каждый раз подолгу; это вряд ли займет более трех-десяти минут, иначе вы можете

уснуть. Лучше заниматься этим достаточно часто, по несколько раз в день; это освежит тело и

сознание, снимет стресс, Постепенно вы достигнете устойчивости сознания и сможете войти во

врата чань- буддизма.

Чань часто называют 'врата без врат'. Врата - это и метод практики, и путь к освобождению; однако

эти врата действительно лишен врат, поскольку чань не опирается на какой-либо специфический

метод, чтобы помочь практикующему

добиться освобождения. Метод вне метода - это наивысший метод. Как

только практикующий сможет отбросить эгоцентричное сознание, врата Чань распахнутся сами

собой.

Первый шаг к мудрости - это преодоление своего эгоистичного 'я'. Когда вы попадаете а различные

ситуации, сталкиваетесь с различными людьми, взаимодействуете с ними. ваше 'я'

незамедлительно проявляет себя, и вы оцениваете все с позиции своего 'я': 'Это мое, а это нет; это

хорошо для меня, а это нет; это мне нравится, а это противно'; таким образом, трезвый взгляд на

веши утрачивается.

Hо как же определить не-привязанность? Согласно Чань, не-привязанность означает, что при

общении с людьми в любой ситуации Вами относительно других