Выпуск 2

Дайджест эхоконференции ru.dнarma

важна не столько историческая

достоверность, сколько характеристика природы Чань.

У Будды Шакьямуни было еще два ученика, один очень умный и способный, второй крайне глупый.

Первый ученик, Ананда, имел очень глубокий ум и удивительную память. Hо, несмотря на это, он

так и не достиг просветления при жизни Будды Шакьямуни. Ананда считал, что Будда передаст ему

просветление в награду за его ум, но этого так и не произошло. После погружения Будды в

Hирвану, Ананда решил, что ему поможет Махашкашьяпа. После смерти будлы Шакьямуни

Махашкашьяпа попытался собрать 500 просветленных учеников, чтобы записать учение

Шакьямуни. Hо ему удалось собрать лишь 499. Hекоторые предполагали, что он пригласит Ананду,

но он отвечал, что Ананда не достиг просветления и не достоин присутствовать на собрании, что

они лучше не будут собираться вообще, нежели Ананда будет среди них.

Hо Ананда упорствовал. Три раза Махакашьяпа отсылал его прочь. Ананда сказал: 'Будда

погрузился в нирвану, теперь только ты можешь помочь мне достичь просветления'. Hо

Махакашьяпа отвечал, что он очень занят и не может помочь Ананде, что только сам Ананда может

помочь себе- В конце концов, Ананда понял, что ему приходится рассчитывать лишь на свои силы,

если он хочет достичь просветления. Он ушел в уединенное место, и, когда уже приготовился к

сидячей медитации, на него снизошло просветление. Почему? Потому что в этот момент он не

надеялся на чужие силы и отбросил все свои привязанности.

Другая история описывает еще одного ученика Будды, который не отличался умственными

способностями, по имени Суддхипантхака, или Маленький Путь. Все, кроме него, запоминали

учение Будды, а он, если пытался вспомнить начало фразы, то забывал коней, и наоборот. Тогда

Будда приказал ему мести землю до того, пока он не будет в состоянии делать что-либо другое.

Суддхипантхака мел землю очень долго и, наконец, задумался: 'Земля, которую я мел, чиста, но

очистился ли мой ум?'. В этот момент его сознание очистилось, и на него снизошло просветление.

Он пошел к Будде, который был очень обрадован достижениями Суддхипантхаки и подтвердил, что

тот достиг просветления.

Эти записи приводятся в ранних текстах как реальные случаи, но их значение гораздо больше.

Первая история показывает, что сильный ум и большие знания не являются гарантией достижения

просветления, а вторая - что просветления может достигнуть даже человек, не блещущий

умственными способностями. Хотя и Будда Шакьямуни, и Махакашьяпа, и Шарипутра обладали

колоссальными познаниями, Чань придает значение не столько великой учености, сколько проблеме

сознания, переполненного привязанностями. Просветление может быть достигнуто только тогда,

когда сознание польностью свободно.

Предполагается, что со времени Махакашьяпы до времени Бодхидхармы, который считается

первым китайским патриархом, сменилось 28 патриархов. Его учение передавалось по прямой

линии в течение пяти поколений, вплоть до шестого патриарха Хуэй-нэна (638-713), чьи

многочисленные последователи основали множество ветвей буддизма, некоторые из которых

существуют до сих пор. Так, автор принадлежит к 62 поколению после Хуэй-нэна и 57 поколению в

традиции Линь-цзи (810-866). По линии Цаодун он принадлежит к 62 поколению после одного из

основателей, наставника Дун-шаня (807-869).

Чань не является точной копией индийского буддизма, но Бодхидхарма принес определенные

понятия в Китай, и китайская традиция ассимилировала их. Он учил, что все исходит из сознания,

что природа сознания - это природа Будды, что природа Будды присутствует в каждом

одушевленном существе и что единственный способ понять эту природу - исследование своего

сознания. Эти идеи выглядели спорными, когда они впервые появились в Китае, так как

противоречили другим, более сложным философским учениям и практикам других буддийских

школ, но на самом деле они заключают в себе самую сущность буддизма.

Вот знаменитая история о том, как достиг просветления один из учеников Бодхидхармы Хуэй-кэ,

которая показывает суть чань-буддизма. Хуэй-кэ однажды спросил у Бодхидхармы:

'Учитель, не могли бы Вы успокоить мое сознание?' - на что Бодхидхарма ответил: 'Давай сюда

свое сознание, и я его успокою'. Через некоторое время Хуэй-кэ сказал, что он не может найти свое

сознание, на что Бодхидхарма ответил, что оно уже успокоилось. Так Хуэй-кэ достиг просветления.

Те из вас, кто бывали на затворничествах и страдали от сильной боли