Анни Безант

Письма учителей мудрости

души', а М-р Синнет, имея не больше, а возможно, даже меньше фактов объективной уверенности в нашей подменности, чем вы, тем не менее, выказывает полную готовность работать вместе с нами, никогда не испытывая

88

колебаний в своей верности или неспособности защищать 'систему и политику нашего ордена'. Таким образом, каждый чувствует себя на своем месте. Разумеется, ни один честный человек не сможет общаться с нами, если он однажды почувствовал 'уверенность' в том, что наша система 'совершенно ложная', и, кроме того, ни один, кто, как вы верит, что с того самого времени, как мы открыли дискуссию по некоторым теориям, с которыми вы не можете согласиться, вам не следовало бы трудиться даже относительно той части нашей философии, которая истинна. Если бы у меня было намерение спорить, я бы, наверное, заметил, что последняя представляет собой наиболее легкий способ похоронить все научные теории, а также разделаться со всеми религиозными системами, поскольку среди них не существует ни одной, которая бы ни кишела ложными фактами, недоказанными и даже #дичайшими# теориями. Но я предпочитаю оставить этот вопрос. В завершение я могу откровенно признаться, что я радуюсь, видя вас верящим в то, что в 'качестве независимого члена Общества я (вы), пожалуй, буду более полезен и более способен делать благо', чем вы были до настоящего момента. Я радуюсь этому, но я #не могу не знать#, что в вас произойдет еще много перемен, прежде чем вы, наконец, удовлетворитесь своими идеями. Простите меня, дорогой Брат, я не хотел бы причинять вам боль, но таково #мое# мнение и я придерживаюсь этого.

89

Вы просите меня связаться со 'С. Л.', чтобы удержать ее от предложения в Совет вашей кандидатуры. Я не думаю, что есть хоть малейшая опасность в том, что она сделает это. Я знаю наверняка, что в целом мире она будет последним человеком, который бы предложил вас в #данное время#. Правильно или нет, но она чувствует себя оскорбленной вами до глубочайших тайников своего сердца; и я вынужден признать, - без сомнения, неохотно, - что вы в нескольких случаях ранили ее сердце чрезвычайно глубоко.

Тем не менее, разрешите подписаться вашим покорным слугой. Всякий раз, когда я буду нужен, и когда вы закончите свое обучение со 'Свами' - тогда я снова к вашим услугам.

С совершенным почтением.

К. Х.

---------

Письмо XXXI **46**

Вопрос: - Люди из Гуджерата просты, они имеют религиозный склад ума, но запутались в сектантстве.

90

Это свойственно не только Гуджерату. Почти везде так обстоит дело. - К. Х. Вопрос: - Я могу убедить их перейти от экзотерической религии к эзотерической? Это работа не одного дня и не нескольких лет. Индия была побеждена и на тысячелетия утратила свое былое положение. Она должна была длительно бороться за свое возрождение. Долг филантропа - работать не покладая рук и содействовать прогрессивному импульсу. - К. Х.

Вопрос: _ Я желаю учредить клуб ... чтобы обсуждать ... 'Санатана Дхарма'. Буду

ли я успешен?

Ни одна попытка никогда не бывает напрасной. Каждая причина должна порождать свои следствия. Результаты должны разниться согласно обстоятельствам, которые формируют часть причины. Всегда мудрее трудиться и двигать вперед поток событий, чем ожидать прихода срока. Эта привычка деморализовала Индию и привела к упадку страны. - К. Х.

Вопрос: - Если люди смогут видеть феномены, они услышат ... могу ли я получить поддержку высокого челы ... в минуту абсолютной необходимости?

Те, кто увлекаются феноменами, обычно люди, пребывающие под

91

властью Майи и поэтому неспособны и некомпетентны изучать или понимать философию. В таких случаях показ феноменов - это не только растрата сил, но и положительно вредное дело. Во многих людях оно поощряет суеверие, в то время как в других оно развивает скрытые зародыши враждебности в отношении

филантропов, прибегающих к демонстрации таких феноменов. Обе эти крайности пагубны для истинного человеческого прогресса, который является счастьем! На время чудеса могут привлечь толпу, но это не будет шагом в направлении возрождения человечества. Как Субба Роу **47** объяснил вам, цель филантропа должна состоять в духовном просвещении своих собратьев. И кто бы ни трудился бескорыстно для этой цели, необходимо поставить себя в магнитную связь с нашими чела и нами самими. Субба Роу - самый лучший советчик, но он не очень сильный корреспондент. Все,