В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон

Уставы небес. 16 глав о науке и вере (Часть 3)

шагнуть из окна. Этажа так с шестого-седьмого, вполне достаточно. И с теми же последствиями для здоровья, только не духовного, а физического...

РЕДАКТОР. Ну и шуточки у вас! Конечно, вера в космический разум - идея скорее мистическая, чем научная...

ЭРУДИТ. Ничуть не бывало. По крайней мере, в данном изложении идея Космического Разума - это просто учение о врожденных идеях. Тема, дискутировавшаяся всей научной Европой многие века, вплоть до Декарта, который признавал наличие врожденных идей и тем не менее был одним из основоположников современной научной методологии. Мысль о предсуществовании всей возможной информации до ее появления в головах научного сообщества - это очень оптимистическая мысль, придающая ученому уверенность в познаваемости мира, в том, что мир устроен логично и гармонично...

Н. Г. Бебенин, д. ф-м. н. Очевидно, что авторы признают в качестве метода познания установление контакта с Богом посредством медитации, аналогично дзен-буддизму. Нет смысла обсуждать веру авторов. Если бы вопрос о вере можно было бы решить логически, то за тысячелетия существования религий это уже было бы сделано. Каждый вправе верить в то, во что он хочет. Я, например, в своих убеждениях являюсь материалистом, но не собираюсь спорить с авторами. У меня есть замечания к методологии. В книге применяется метод рядоположенности текстов, т.е. одновременно сравниваются тексты, написанные в разное время. Но каковы основания такого сравнения, если в разное время символы толковались по-разному? Здесь явно отсутствует временной подход...

ПРИМКНУВШИЙ. Как не меняются и не зависят от эпохи правда и ложь, добро и зло...

АВТОРЫ. Для нас важна принципиальная многозначность, обращенность текста к данному читателю, которая не зависит от исторического контекста. Смысл должен каждым добываться заново.

ЭРУДИТ. Кстати, у оппонента опять противоречие. Исторический анализ, анализ развития взглядов как раз предполагает наличие определенного познавательного прогресса (или хотя бы регресса), в ходе которого мы приближаемся к истине (или хотя бы отдаляемся) - направление задано! Но если вопрос о боге действительно нельзя решить логически, нужны ли вообще эти самые синхрония с диахронией?

РЕДАКТОР. Нет, я, конечно, понимаю, что Гайдн и Киркоров совершенно разные композиторы, но поскольку они звучат сегодня, для меня как слушателя они в известной мере рядоположены. Постойте, я что-то совсем нить спора потерял... Так мы о науке говорим или нет?

ПРИМКНУВШИЙ. Да о какой науке! Ни Христос, ни Мухаммед, ни Шакьямуни не учили людей ни научному методу вообще, ни квантовой физике в частности. О другом говорили они тем, кто действительно хотел их слышать!

АВТОРЫ. По нашему мнению, не стоит барахтаться в ложных противоречиях между наукой и религией, оставшихся нам в наследство от советского времени. Скорее следует решать реальные проблемы науки. Настоящая наука должна быть в первую очередь связана с духовным творчеством, а не с интересами определенных корпораций научных работников, которые склонны к превращению в секты (здесь мы опять, к большому сожалению, имеем общее с религией). Разумеется, полностью абстрагироваться от корпоративных интересов при решении кардинальных проблем своего мировоззрения невозможно (ср. у Ф.М. Достоевского: Если Бога нет, то какой же я капитан? , или, соответственно: Если Бог есть, то какой же я профессор?). Но Истина сильна и так или иначе пробьет себе дорогу, а, как сказано в Писании, Господь Бог есть истина (Иеремия 10:10). Острая негативная реакция на книгу, предусмотренная нами, все же свидетельствует о том, что книга действует, приводя в движение определенные социальные и в первую очередь личностные процессы.

Н.В.Брянник. Несомненно, выход к читателю книги В.Ю.Ирхина и М.И.Кацнельсона Уставы небес - событие в культурной жизни города. И эта оценка не для красного словца - сама наука у них представлена в культурно-историческом контексте, причем нагруженность науки культурой (в первую очередь ее неразрывная связь с религией) подтверждается широким использованием оригинальных текстов, принадлежащих разным эпохам и разным культурам. Здесь уместно отметить одну важную новацию. Как правило, при рассмотрении науки современные отечественные авторы зацикливаются на европейской культуре, тогда как в рассматриваемой книге представлена богатая палитра Востока, отдана дань и западноевропейской традиции с учетом основных этапов ее развития. Тем самым, как мне представляется, преодолевается ограниченность столь