В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон

Уставы небес. 16 глав о науке и вере (Часть 3)

10:16). В следующем анекдоте при желании можно увидеть буддийские (или кастанедовские - с заменой льва на орла) мотивы.

Идет лев по лесу, встречает волка и говорит ему:

- Завтра в девять часов приходи на завтрак, я тебя съем. Вопросы есть?

Волк заплакал и пошел прочь. Далее навстречу льву идет медведь.

- Завтра в двенадцать часов приходи на обед, я тебя съем. Вопросы есть?

Медведь заплакал и пошел прочь. Затем лев встречает зайца.

- Завтра в девять часов вечера приходи на ужин, я тебя съем. Вопросы есть?

- А можно не приходить?

- Можно, вычеркиваю.

В традиционных религиях ограничение человека пространством и временем связывается грехопадением.

Он сказал: Низвергнись! Одни из вас враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время (Коран 7:23(24)).

Особенно остро и конкретно, как уже говорилось в разделе 15.1, ставится проблема освобождения от времени в буддизме (приведем еще слова Догэна: Добро и зло суть время, а время не хорошо и не дурно ). Предельно трагическое отношение ко времени характерно для гностицизма, где говорится о заброшенности и изгнании душ в пространство (эоны) и время.

Они (власти) породили Судьбу и через меры, периоды и времена сковали богов на небесах, ангелов, демонов и людей, так что все попали под ее узы (Апокриф Иоанна).

Я (Спаситель) скитался по мирам и поколениям... В этом мире я пребываю тысячи мириадов лет и никто не узнал, что я был там (мандейский текст).

Не менее обостренно и тонко воспринималась тема зависимости от времени в западной традиции, в частности, российской интеллигенцией (вспомним знаменитую строку Пастернака у времени в плену ). Не последнюю роль здесь сыграли трагические события ХХ века.

Георгий Иванович [Гурджиев] любил повторять: Знатоки времени знают свое время и оттого не зависят от времени вообще (А.М. Пятигорский, Философия одного переулка).

В книге Страх и трепет С. Кьеркегор связывает понятие веры с движением (скачком) за пределы временности, конечности. О возможности преодоления времени писал философ О. Вейнингер.

Этику можно выразить так: действуй вполне сознательно, т.е. поступай так, чтобы в каждый момент Ты был целиком в деле, чтобы там заключалась вся твоя индивидуальность... Если человек в единственном случае поступает с сильным напряжением воли так, что вкладывает в этот момент всю универсальность самого себя (и мира, ибо он ведь микрокосм), - тогда он побеждает время, становится Богом (О. Вейнингер, Афоризмы).

Подобные темы поднимались и многими мистиками.

Часы не знают безвременности,

Для того, кем владеет время,

Единственный путь туда - через исступление (Руми, Маснави).

Для снижения напряжения приведем еще две цитаты:

Как будто маленький собор,

Висящий крепко на гвозде,

Часы кричали с давних пор,

Как надо двигаться звезде.

Бездонный времени сундук,

Часы - творенье адских рук!

И все это прекрасно понимая,

Сказал Фома, родиться мысли помогая:

Я предложил бы истребить часы!

И закрутив усы,

Он посмотрел на всех спокойным глазом.

Блестела женщина своим чугунным тазом.

(Н. Заболоцкий, Время)

Королева как закричит: Убить Время! Он хочет убить Время! Рубите ему голову (Л. Кэрролл, Алиса в стране чудес).

Вопрос о природе необратимости с естественнонаучных позиций подробно обсуждается в упоминавшейся книге С. Хокинга Краткая история времени . Согласно Хокингу, можно ввести три стрелы времени (по терминологии Эддингтона): космологическую, определяемую расширением Вселенной, термодинамическую (рост энтропии, т.е. беспорядка) и психологическую, определяемую субъективным ощущением (память человека относится к прошлому, а не к будущему). Связь этих трех понятий времени несамоочевидна. В диалоге Платона Политик (269d, 270d-е) о ней сказано так:

Бог то направляет движение Вселенной, сообщая ей круговращение сам, то предоставляет ей свободу - когда кругообороты Вселенной достигают подобающей соразмерности во времени; потом это движение самопроизвольно обращается вспять... На всех животных тогда нападает великий мор, да и из людей остаются в живых немногие. И на их долю выпадает множество поразительных и необычных потрясений ... Возраст живых существ, в каком каждое из них тогда находилось, сначала таким и остался, и все, что было тогда смертного, перестало стареть и выглядеть старше; наоборот, движение началось в противоположную