В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон

Уставы небес. 16 глав о науке и вере (Часть 3)

приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (К Евреям 9:23-28).

Каждый христианин становится таковым лишь благодаря тому, что он пригвожден к парадоксу - необходимости основывать свое вечное блаженство на событии во времени (С. Кьеркегор).

С другой стороны, в библейской традиции (иудаизм и христианство) время тварного мира переплетено c Вечностью, так что конкретные исторические события истории Израиля, понимаются как имеющие священный, и, в определенном свете, вневременной смысл. Следует отметить условность дат священного календаря. Например, празднование христианского Рождества 25 декабря (по старому или по новому стилю) установлено без реальных исторических оснований; даты пасхальных праздников не совпадают у иудеев, православных и католиков. Однако нужно помнить, что, по известному изречению, к престолу Бога молитвы доходят одновременно . Особенно важно, что исторический смысл не отменяет личного:

Мы справляем здесь во времени праздник вечного рождения, которое Бог Отец непрестанно совершал и совершает в вечности. И празднуем это самое рождение, совершившееся во времени (!) и в человеческой природе. Рождение это совершается всегда, говорит Августин. Но если оно происходит не во мне, какая мне от этого польза? Ибо все дело в том, чтобы оно совершилось во мне (Мейстер Экхарт, Духовные проповеди и рассуждения, М., 1991, с.11).

Христос мог родиться хоть тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в тебе, то ты погиб навечно (Ангелус Силезиус, см. также М. Мамардашвили, Мысль под запретом, Вопр.философии, 1992, N4, с.73).

Дух Святый для людей... сошел на Него в виде голубя и в то время пришел с небес голос...: Ты Сын Мой, Я днесь родил Тебя . Этот голос изъявлял, что Его рождение последует для людей с того времени, как Он сделается известным им (св. Иустин, Разговор с Трифоном Иудеем, 88).

Идеи о внутреннем смысле прихода Мессии не чужд даже талмудический иудаизм, который не слишком склонен к мистике.

Р.Иошуа бен Леви встретил Илию [библейский пророк, живший задолго до описываемых событий] у входа в пещеру р.Шимона бен Иохая. Он спросил Илию: Когда явится Мессия? Илия ответил: Пойди и спроси его . Но где он? У ворот Рима . Как же я узнаю его? Он сидит среди нищих, страдающих от язв, и когда другие обнажают все свои болячки, а потом завязывают их все снова, он открывает и завязывает их по одной, думая при этом: как бы я не был схвачен и не угодил под суд [или: когда я понадоблюсь, не задержусь].

И вот р.Иошуа предстал пред ним и заговорил с ним: Да пребудет мир с вами, мой Господин и Учитель. Мессия ответил: Мир тебе, сын Леви . Он спросил: Когда явится Господин? Тот ответил: Сегодня .

Тогда р.Иошуа вернулся к Илии, и тот спросил его: Что он сказал тебе? Он ответил: Мир тебе, сын Леви. Илия сказал: Значит, он гарантировал тебе и твоему отцу место в грядущем мире . Раввин заметил: Он сказал мне неправду, говоря, что он придет сегодня, а он не пришел. На это Илия сказал: Ныне, если бы вы послушали гласа Его! (Пс.94:7) (Талмуд, трактат Санхедрин)

Уникальность понимания времени в христианской культуре подчеркивается в работах М.Элиаде:

Для христианина Иисус умирает и воскресает перед ним hic et nunc (здесь и теперь). Через Крестные муки или Воскрешение христианин рассеивает мирское время и вливается во время изначальное и священное (Мифы, сновидения, мистерии).

Христианство - это религия человека современного и исторического, который одновременно обрел личную свободу и линейное время (вместо времени циклического) (Миф о вечном возвращении).

Последняя мысль встречается и в трудах христианских богословов, напр., Александра Меня. Таким образом, на Западе колесо пало, побежденное Крестом (Х.Л. Борхес, Богословы).

Колесо по Лезвию Неба, и Бездна у самых ног,

А путь, распахнутый в вечность, прямее, чем твой плевок.

(Р.Киплинг, Пушкари)

Однако эту победу нельзя оценивать однозначно, что подтверждается дальнейшим развитием западной цивилизации.

С той дурной карусели,

что воспел Гесиод,

сходят не там, где сели,

но где ночь застает.