юрий котенко

Представление евреев о демонах, злых духах и проче

что демоны появились в результате сношений между людьми и духами.

В средние века значение и функции некоторых демонических существ претерпели изменения. В первую очередь это относится к Самаэлю, Лилит и Ашмедаю, а также Азазелю.

Самаэль (Sama'el) - злой демон, чье имя (производное от sam - 'яд' и 'е1 - 'Бог'), начиная с эпохи амораев [11] считалось одним из имен Сатана. Согласно традиции, связанной с легендой о восстании ангелов, Самаэль - их вождь. Позднее стал рассматриваться как вождь демонов. Другое его имя или эпитет - Малхира ('царь' или 'ангел зла'). В талмудической и пост-талмудической литературе считался соблазнителем Евы, которая зачала от него Каина (Pirker.Eliezer, 21). Изображался рогатым и темным. В каббалистической традиции Самаэль обычно выступает в паре с Лилит [Goldstein 1980, с. 271. Иногда проводилось различие между Сатаном и Самаэлем, последний считался просто павшим ангелом.

В каббалистической литературе и народных легендах Самаэль нередко отождествляется со 'змеем, искушавшем Еву lMimekor 1976, с. 737-7381, а также с Ангелом смерти (malakh ha-mavet), задача которого - прервать человеческую жизнь Его изображали усеянного всевидящими очами (традиция во ходящая к ТаНаХу, позднее развитая в апокрифической и новозаветной литературе), так что увидевший его человек изумления открывал рот, куда и капал яд с меча Самаэля [Un-terman 1991, с. 211. В некоторых легендах мудрецы дурачат Самаэля и даже захватывают его в плен, и только приказание Яхве заставляет их отпустить его, так как люди должны подчиняться уделу смертных (Treasury 1973, с. 198, 217]. В преданиях о смерти пророка Моисея Самаэль, посланный прервать его жизнь, оказывается посрамленным и даже покалеченным Моисеем. Согласно традиции, Яхве посылал за душой пророка разных ангелов, но те отказывались от этой миссии под какими-либо предлогами. Тогда Яхве отдал соответствующий приказ Самаэлю - Ангелу смерти, который, взяв меч, полетел за душой пророка. Но, увидев исходившее от Моисея ослепительное сияние, Самаэль испугался, и после того как пророк отказался отдать ему свою душу, ни с чем вернулся к Яхве. Затем Самаэль был снова послан за душой пророка, но тот с силой ударил его своим посохом и ослепил. Тогда Моисей обратился к Яхве с просьбой самому, а не через посланца, забрать душу пророка, и мольба его была услышана [Treasury 1973, с. 473- 474; Goldstein 1980, с. 133). В грядущем мире (olam ha-ba) Ангел смерти будет убит Яхве (Unterman 1991, с. 211. Считалось также, что Ангела смерти можно обмануть, если при рождении ребенка дать ему 'обманное' имя, которое в смертный час введет посланца смерти в заблуждение [Schauss 1976, с. 49-50; Носенко 1997, с. 4971. Согласно народной традиции, Ангел смерти имеет при себе список имен обреченных людей, но не обнаружив в нем 'обманного имени', он может улететь ни с чем. Такое ложное имя давали иногда заболевшему с той же целью - ввести в обман Ангела смерти.

Лилит (lilith) занимает центральное место в еврейской демонологии. Имя этого духа происходит от шумерского lit - воздух. В шумеро-аккадской мифологии - суккуб, совокуплявшийся и со смертными, один их трех демонов Лилу, Лилиту и Ардат Лили (первый и второй из них - инкуб и суккуб). Этот персонаж известен из древнееврейских и ханаанейских надписей VIII-VII вв. до н.э. (Северная Сирия). В ТаНаХе упомна-ния о ней едничны. В Талмуде Лилит - крылатый демон с женским лицом и длинными волосами (Erubin. 18b; Niddah. 24Ь). Иногда она отождествлялась с Аграт бат Махаллат, одной из 'цариц демонов'. В талмудической традиции и мидрашах, восходящих к кн. Бытия, Лилит изображается как первая жена Aдама ('первая Ева'), сотворенная, как и он, из глины и претендовавшая на то, чтобы быть равной ему, так как она и он были сотворены одновременно из одного и того же материала. После того, как ей было в этом отказано, Лилит, став злым духом, улетела на Красное море, поклявшись вредить роду человеческому и прежде всего роженицам и новорожденным. Бог послал трех ангелов, которые ограничили власть Лилит, взяв с нее клятву не входить в те жилища, где будут написаны их имена [Папазян,1988, с. 55; Goldstein 1980, с. 26; Unterman 1991, с. 1201. По другой версии, Лилит была изначально демоническим существом, суккубом, вступавшим с Адамом в сексуальные сношения в отсутствие Евы; порождения Лилит заполняют весь мир. Позднее, в каббалистической традиции и в фольклоре Лилит - жена Самаэля IGoldstein 1980, с. 27; Unterman 1991, с. 1201. С Лилит связан хорошо известный и широко распространенный в