юрий котенко

Представление евреев о демонах, злых духах и проче

фольклоре сюжет о том, как она явилась к царю Соломону в образе царицы Савской. Тот, однако, заподозрил неладное и, желая проверить свою догадку, устроил во дворце, где он принимал ее, водоем, покрытый прозрачным стеклянным полом. Мнимая царица решила, что ей надо ступить в воду, и подобрала подол платья, обнаружив свои покрытые шерстью и заканчивавшиеся копытами ноги, выдававшие ее демоническую природу [Unterman 1991, с. 1201. В народных легендах Лилит обычно воспринималась как демон женского пола, похищающий детей, губящий новорожденных (пьющий их кровь и высасывающий мозг из костей), а также вредящий роженицам. В фольклоре некоторых групп сефардов демон, губящий детей, носит имя Броша (Broshah, Вгола). Это имя производят от испанского bruxa, провансальского bruesche - ночная птица. Иногда этим именем называли оборотней женского пола, превращавшихся по ночам в кошку; иногда так просто называли ведьм [Trachtenberg 1961, с. II]. Для защиты от Лилит (и Броша) применялись разнообразные магические приемы: всевозможные амулеты, заговоры (они непременно должны были содержать имя Лилит или имена трех ангелов, согласно преданию, служивших защитой от нее) [Goldstein 1980, с. 26], апотропейные обряды (вахнахт, тахдид - ночные бдения у постели роженицы), зажигание свечей и т.д.). Лилит представлялась и соблазнительницей мужчин, вступающей с ними в сношение во время сна или овладевающей ими против их воли с целью родить от них детей. Начиная средних веков, в фольклоре различных общин широко распространился сюжет о связи смертного мужчины с Лилит или другими демонами женского пола, обычно считавшимися ее дочерьми. Иногда полагали, что эти духи-соблазнительницы были посланы или даже созданы Сатаном с целью погубить душу человека и ввергнуть его душу в геенну. Имя такого человека и его потомков навсегда стирается из памяти людей Эти демонические существа были столь хороши собой и внушали такую пылкую страсть, что смертные забывали ради них не только семью, но и выполнение Божественных заповедей. Так, нередко упоминается о том, что мужчина прерывал субботнюю молитву или пасхальный седер (праздничную вечернюю трапезу, устраиваемую во время праздника Песах), чтобы оказаться наедине со своей возлюбленной [Treasury 1072 с. 617]. Дети, родившиеся от таких связей, тоже демоны. В еврейском фольклоре также популярен сюжет о связи мужчины (обычно имеющего семью) с очень красивой женщиной, которая отождествлялась то с самой Лилит, то с одним из ее порождений. Другой, не менее распространенный сюжет - женитьба мужчины на демоне женского пола. Существовало великое множество вариантов обоих сюжетов, но в большинстве легенд жена так или иначе догадывается об измене мужа и о том, что ее соперница - существо демонической природы. Женщина просит раввина помочь ей вернуть мужа и тот с помощью специальных заклятий или других магических приемов изгоняет Лилит (или ее порождение). Однако в момент смерти мужчины его бывшая возлюбленная является к нему и упрашивает его не лишать их общих детей доли в наследстве. Таким образом, дети Лилит становились законными наследниками умершего и через какое-то время тем или иным способом объявляли об этом его смертным детям или даже посторонним людям, поселившимся в доме после гибели всей семьи покойного. Демоны начинали портить находившееся в доме имущество, всячески вредить живущим в нем людям и даже нападать на них. В ряде случаев они захватывали весь город. Попытки изгнать их с помощью магических приемов ничем не кончались. Наконец, демоны и люди приходили к соглашению решить дело в суде, на который демоны являлись хотя и невидимыми, но голоса их были слышны. Как правило, по решению суда они лишались наследства, так как завещание покойного признавалось действительным для людей, но не для демонов. Обычно демоны подчинялись решению суда, но иногда требовались более радикальные меры - вроде произнесения особого заклинания, изгонявшего их в безлюдное место [Trachtenberg 1961, с. 617-620; Treasury 1972, с. 618-620; Sadeh 1990. с. 77-78].

Ашмедай ( 'ashmedaj) - впервые упомянут в книге Товита (Тов. 3:7-9; 6:14) - злой дух, преследовавший своей ревностью девицу Сарру и убивавший ее мужей в первую брачную ночь; был побежден благочестивым Тобией с помощью архангела Рафаэля и улетел в отдаленное место в Египте (8:2-4). В ряде апокрифических произведений - 'Завет Авраама', 'Завет Соломона' - Ашмедай - демон, разрушающий брак; его происхождение связано с сюжетом о сожительстве ангелов с 'дочерьми человеческими'. В Вавилонском Талмуде его стали