юрий котенко

Представление евреев о демонах, злых духах и проче

от руки христиан за то, что чтил Шаббат [Sadeh 1990, с. 162-163]. Жена английского консула в Иерусалиме м-ра Финна, находившегося там по долгу службы в середине XIX в., описывала случай вселения духа умершего мужчины в тело женщины, которая говорила мужским голосом и из которой раввин изгнал диббука с большим трудом [Finn s. а., с. 175]. Согласно преданию, лжемессия Шабтай Цви и его пророк Натан из Газы (жившие в XVII в.) в 1903 г. в Багдаде вселились в тела мужчины и женщины: аналогичная история случилась годом позже в Иерусалиме. Евреи Ирана верили, что духи умерших вселяются в тела людей преимущественно по ночам, чаще всего в местах, расположенных у воды или же на кладбищах и что их нападениям особенно подвержены женщины. Поэтому считалось, что последние не должны ходить на кладбище в одиночку [Loeb 1977, с. 216-217].

Обиталищем демонов еще в библейскую эпоху обычно считались пустыня, развалины и другие заброшенные места (Лев. 16:10; Ис. 13:21; 34:16). Особенно велико было значение пустыни (midbar), которая рассматривались как царство смерти, нижний мир, место обитания злых духов (Лилит, сеирим), а также летающих змей (Иса. 14:29; см. также Чис. 21:6-8; Втор. 8:15) и вампиров (такова, по-видимому, Алука, демон преисподней, и ее дочери - см. Притч. 30:15). (Иногда отмечают, что в арабском фольклоре Alauq - имя демона-вампира (подробнее см.: [Gaster 1969, с. 8071.) Живущие в пустыне и в других необитаемых местах духи способны насылать на человека болезни (Пс. 91:5-6), повреждать рассудок (1 Сам. 16-14; 1 Царей. 22:22-23). Пустыня считалась местом обитания сеирим - волосатых козлоподобных духов (Лев. 17:7; 2 Хрон. 11:15), устраивающих там пляски (Лев. 17:7; Ис. 13:21; 34:14). По-видимому, этим духам - сеирим некогда приносили жертвы. В разные эпохи и в различных источниках - в ТаНаХе, апокрифах, Талмуде и мидрашах, а также в фольклоре хорошо прослеживается связь демонов с нечистыми местами (кладбищами, отхожими местами, заброшенными развалинами), т.е. с сакральной нечистотой. В талмудическую эпоху местом обитания демонов считались воздух, вода, дома, деревья и т.п., но в особенности, как и прежде, кладбища, развалины и отхожие места. В средние века возникло представление о среднем мире, не обладающем ни телесными, ни духовными свойствами. Этот мир населен ангелами и демонами, которые исчислялись десятками тысяч. Согласно народным представлениям, при некоторых обстоятельствах злых духов можно видеть, в особенности в пустынных местах [Loeb 1977, с. 219].

Демоны не любят, чтобы посягали на места их обитания и мстят за это. Этот мотив хорошо отражен в фольклоре. В средневековых легендах и более поздних сказках постоянно встречается сюжет о людях, попадающих в страну или город, населенные демонами. Последние почти ничем не отличаются от людей: едят, пьют, женятся, изучают Тору, но при этом обладают сверхъестественными свойствами, а похищенные или завлеченные обманом в их края люди, вкусив их пищи, а также вступив с ними в брак, тоже превращаются в демонов. Спастись и вернуться домой человек может, только отказываясь есть, пить и принимать их подарки. Царем демонов чаще всего называют Ашмедая [Treasury 1973, с. 612-615; Sadeh 1990, с. 169-172]. Распространен сюжет (впервые встречаемый в XIII в-) о человеке, не имевшем средств на содержание своей семьи и отправившемся на заработки. Проезжая мимо безлюдного места, он встречает незнакомца, который завлекает его в край, населенный демонами, которые чтут Тору и боятся Бога. Человек остается у них, женится на демоне женского пола, и у них рождаются дети. Но, мучимый тоской по прежней семье, человек упрашивает свою жену-демона отпустить его на определенное время домой (на месяц, на год), при этом с него берут страшную клятву вернуться точно в срок, помогают добраться до дома и дают денег, чтобы его прежняя семья в дальнейшем ни в чем не нуждалась. Однако, вернувшись домой, человек вольно или невольно забывает о своей клятве. Демоны вызывают его через посланцев, но он отказывается вернуться. Тогда его жена-демон в облике ослепительно прекрасной женщины сама (иногда вместе со своими детьми) является за ним. Сначала она пытается уговорить человека, соблазняя его или взывая к его отцовским чувствам, при этом он непрерывно изучает Тору, чтобы оградить себя от искушения. Тогда она, признав свое поражение, просит у него разрешение поцеловать его на прощание (в другом варианте она обращается в суд для решения своего дела и после того как суд признает ее правоту, тоже просит о поцелуе). Он соглашается