Курт Зелигманн

История магии и оккультизма (Часть 1)

тому, Кто поймает их?. [Илл. на стр. 101 слева. 30. Алхимическая аллегория: 'Тело, душа и дух'.] Следующая иллюстрация Лямбшпринка и сопроводительный текст к ней дают представление о том, что следует делать, после того как эти два 'зверя', душа и дух, будут пойманы. Мудрецы учат нас неложно: Два могучих льва - лев и львица Рыщут в темной, мрачной долине. Мастер должен поймать их, Хоть они и быстры, и свирепы, И с ужасным и диким нравом. Если кто умом и смекалкой Их заманит в ловушку и свяжет И введет в тот же лес дремучий, О таком справедливо и честно Скажем мы: заслужил он по праву Похвалу и честь перед всеми, Ибо мудростью превосходит Умудренных в делах мирских?. Два льва - это снова символы души и духа. После того, как они будут пойманы, - говорит Лямбшпринк, - 'следует объединить их в их собственном теле'. Когда человек достигнет совершенства, его душа и дух должны слиться воедино. ...В том лесу есть гнездо, А в гнезде том - птенцы Гермеса; Первый вечно стремится к небу, А второй и в гнезде доволен; Но покинуть гнездо не дано им, Их связуют, как мужа с женою, Неразрывные узы брака. Так и мы всечасно довольны, Что орлицу мы держим крепко, И за то восхваляем Бога?*. [Илл. на стр. 101 справа. 31. Алхимическая аллегория: 'Душа, восходящая к Богу'.] Дух стремится к Богу, но его удерживает тело. Точно так же ртуть должна многократно подвергаться возгонке: 'устремляться к небу' и 'возвращаться в гнездо', пока наконец не будет достигнуто состояние фиксации. Алхимик продвигается к своей цели медленно, как улитка. Дух и тело должны слиться воедино в гнезде, т.е. в сердце. 'Ритор стал консулом'. Да, я был родом незнатен, Пока не поднялся высоко. Достичь горделивой вершины Судили мне Бог и природа?. [Илл. на стр. 102 вверху слева. 32. Алхимическая аллегория: 'Завершение Великого Делания'.] [Илл. на стр. 102 вверху справа. 33. Алхимическая аллегория: 'Душа и дух, отделенные от тела'.] [Илл. на стр. 103 вверху слева. 35. 'Отец (тело), пожирающий сына (душу)'.] [Илл. на стр. 103 вверху справа. 36. Алхимическая аллегория: 'Тело и душа, воссоединенные духом'.] Мастер сумел отделить душу и дух от тела, с которым они были слиты. Теперь он познал себя! Душа и дух, юный король и крылатый старец, взошли на вершину горы-тела. Но еще не разрешен конфликт между отцом (телом) и сыном (душой). Сын тоскует по отцу, и отец не может жить в одиночестве. Должен быть заключен новый союз. Дух объединит душу и тело и не покинет их во веки веков. 'Когда сын входит во дворец своего отца, дворец наполняется радостью'. И наконец свершается мистическое единение. Мой сын, без тебя я был мертв, Я жил в бесконечном страхе. Ты вернулся, и я оживаю, И грудь моя полнится счастьем. Но лишь сын в дом отца вошел, Как отец прижал его к сердцу И на радостях проглотил...?. По завету Гермеса Трисмегиста, сын взошел на небеса и, 'восприняв силу высших областей мира', снова спустился на землю. Последняя из приведенных аллегорией Лямбшпринка означает, что отец и сын объединяются в духе, 'дабы пребыть так вовеки'. [Илл. на стр. 102 внизу. 34. Герметическая беседа.] Здесь в обратном порядке разворачивается библейская история пришествия и вознесения Христа: сын возвращается на землю, чтобы вечно пребывать на ней. Гермес Трисмегист утверждает: что наверху, то и внизу. Однако земные события следует понимать не как точную копию небесных, а как их зеркальное отражение. Мудрец и ученый беседуют под древом познания, ветви которого - солнце, луна и планеты. Верхний треугольник - это душа, дух и тело вселенной. Нижний треугольник изображен перевернутым. Три вещества, обозначенные символами в его углах, олицетворяют тройственную природу человека. Базиль Валентин, в книге которого приведена эта гравюра, помещает планету Меркурий? на вершину древа и отмечает его восьмиконечной звездой (в отличие от других планет, обозначенных семиконечными звездами). Восьмилучевую звезду в качестве эмблемы мы находим еще в трактате Клеопатры. Восьмерка напоминает гностическую огдоаду - группу из восьми верховных небесных сил, фигурирующую в системах Василида и Валентина. Согласно Плутарху, это число - символ вселенной; Плутарх сообщает, что в основе пифагорейского космоса лежит удвоенная четверка. Говоря о восьми небесных сферах, окружающих Землю, Тимофей вспоминает древнюю поговорку: 'Восемь - суть всё'. Эратосфен (276 - 196 гг. до н.э.) объявляет, что восьмерка суть 'два полюса каждого из четырех элементов, создающие устойчивость - химическую, например, или умственную'? . [Илл. на стр. 103 внизу. 37. Герметическая схема