Курт Зелигманн

История магии и оккультизма (Часть 1)

примитивной магии. В сущности, это аналог ритуала очищения, который производят в первобытных племенах над человеком, нарушившим табу. Волосы женщин были заражены 'вирусом' табу, которое французы наложили на оккупантов. Изгнание демона-мухи. 'Царь крыс, лягушек и мышей, Клопов, и мух, и жаб, и вшей...' (И.В. Гете, 'Фауст', пер. Б. Пастернака). Мухи, как мы уже знаем, - это несовершенные твари. Они рождаются из гнили и повсюду разносят эту гниль, вызывая болезни и портя пищу. Каждый, кому доводилось путешествовать по восточным странам, поймет, почему мухи порой воспринимались как настоящее бедствие. Зороастрийцы представляли себе муху трупоядной демоницей-насу, воплощением нечистоты, гниения и распада. Насу боялись 'псов и птиц, пожирающих трупы,' - благих творений Ормузда, способных изгонять демонов одним взглядом. Под взглядом этих животных демоница обращалась в омерзительную муху и улетала, оставив труп в покое. Это поверье легло в основу церемонии, которую полагалось совершить над телом покойного, чтобы к нему можно было прикасаться без опасений. В противном случае нарушение табу влекло за собой необходимость в сложном обряде очищения под названием 'барашном', которому подвергался всякий, прикоснувшийся к 'неочищенному' трупу: '...пусть маздаяснийцы в первый раз три ямы в земле выроют, чтобы омыть их тело коровьей мочой, не водой. Пусть подведут моих собак; [собаку, пусть приведут ее - так это должно быть сделано и не иначе - перед человеком]'. Эту процедуру следовало проделать трижды, причем в третий раз очищаемого омывали уже не коровьей мочой, а водой: 'Сначала пусть вымоют руки. Ведь если руки не вымыты, то все тело это делает нечистым. А после того, как руки вымыты трижды, следует обмыть вымытыми руками переднюю часть головы с макушки'?. Изгоняемая очистительной водой, демоница Друхш-йа-Насу перепрыгивает с одного участка головы на другой, с другого - на третий... Наконец, она покидает голову и спускается на грудь. Далее все части тела одну за другой следует омыть водой в ходе сложной, детально проработанной церемонии. При этом демоница проделает столь же сложный маршрут передвижений: с правого плеча - на левое плечо, с левого плеча - в правую подмышку, из правой подмышки - в левую подмышку, из левой подмышки - на спину, и так далее, пока, наконец, не будет загнана под подошву, где станет 'подобна мухе'. В конце концов, из-под подошвы Друхш-йа-Насу перебегает в свое последнее пристанище - в пальцы ног. Разом на пальцы оперевшись и пятки задрав, правые пальцы следует облить, и тогда Друхш-йа-Насу на левые пальцы обрушивается. Левые пальцы следует облить. И тогда изгнан Друхш-йа-Насу в форме отвратительной мухи, [прилетающей] с северной стороны, с торчащими вперед коленями, поднятым кверху задом, [которая] вся покрыта пятнами, как ужаснейшие храфстра [т.е. демонические твари]. И так помолиться следует словами победоносными, наигромчайшими: «Как избранный Владыка [...] Кого Ты на защиту Поставишь мне, о Мазда, Когда меня лукавый Замыслил погубить? [...] Кому разбить преграды, Твоим храня ученьем Мне в доме домочадцев? [...] Сгинь, дэвовский Друхш! сгинь, дэвовское отродье! [...] сгинь, Друхш! убирайся, Друхш! пропади пропадом, чтобы, на севере сгинув, не губить мира плотского Истины!»?. Поражает сходство этого очистительного обряда зороастрийцев с католическим ритуалом экзорцизма, который совершали над людьми, одержимыми бесом. В 1582 году Иероним Менго опубликовал трактат 'Бич демонов', посвященный этой непростой теме. Прошло более ста лет, прежде чем это любопытнейшее сочинение было включено в список запрещенных папой книг (1709 г.). А вплоть до этого момента священникэкзорцист вполне мог совершать ритуалы, подобные описанным в трактате Менго, где, помимо прочего, рекомендуется часто обмывать одержимого святой водой, - приблизительно так же, как в зороастрийском обряде. Как и в ритуале 'барашном', демон систематически изгоняется из каждой части тела. А поскольку во времена Менго анатомию уже знали лучше, чем в Древней Персии, то и перечень частей тела в 'Биче демонов' оказывается гораздо более внушительным, чем в 'Видевдате', а церемония, соответственно, сложнее. На заключительном этапе экзорцизма тело одержимого целиком омывают смесью святой воды с другими жидкостями, 'дабы очистить его от некого зла, против которого не было предусмотрено никаких средств, от неких чар, что все еще могут таиться в волосах околдованного'. [Илл. на стр. 20. 5. Вельзевул.] Для защиты от 'мушиной напасти' прибегали к помощи сверхъестественных сил не только