Курт Зелигманн

История магии и оккультизма (Часть 1)

Пер. с англ. А. Блейз.

ПРЕДИСЛОВИЕ «Я не хочу реализма, - восклицает Бланш Дюбуа в пьесе Теннесси Уильямса 'Трамвай 'Желание'. - Я хочу магию». Курт Зелигманн в своем авторитетном исследовании 'История магии и оккультизма' блестяще дает понять, что она не одинока в этом желании. С древнейших времен люди пытались овладеть таинственным и необъяснимым искусством магии, надеясь с ее помощью обрести власть над миром и над самими собой - и постичь мир и самих себя. Во всех века и в рамках всех культурных традиций, верований и религий магия порождалась общей неопределенностью человеческого существования. Она представляет собой одну из самых первичных и непосредственных реакций человечества на устрашающую и непостижимую реальность. 'История магии и оккультизма', этот ученый, но невероятно увлекательный труд, прослеживает ход борьбы всей западной цивилизации - от Древней Месопотамии до 'просвещенного' восемнадцатого столетия, заложившего основы современной культуры, - с осаждавшими ее бесчисленными демонами. Курт Зелигманн был выдающимся деятелем искусства, библиофилом и ученым. 'История магии и оккультизма' впервые вышла в свет в 1948 году под названием 'Зеркало магии: История магии в Западном мире'. Это богато иллюстрированное и доступное широкой аудитории сочинение, которое вошло в число классических трудов, посвященных данной теме, вскрывает многочисленные причины, по которым магия обладает для нас неотразимой притягательностью. Перед нами вновь проходят вереницей таинственные и чудесные легенды и поверья, некогда заставлявшие людей замирать в благоговении - и до сих пор не утратившие своего очарования. Продолжая традицию таких видных исследователей, как Адольф фон Гарнак, сэр Джеймс Фрэзер и Джордж Лаймен Киттредж, Зелигманн стремится уяснить, какой же колдовской силе покоряется наше воображение, когда мы всей душой желаем уверовать в истинность магии. Начав свой труд с 'забывчивых богов', которым поклонялись древние народы Междуречья, Зелигманн приходит к выводу о том, что неискоренимая привлекательность магии не утратила своей власти над душами людей и в двадцатом столетии. Он успешно демонстрирует, как современный 'рациональный материализм' сочетается с якобы ушедшими в прошлое 'иррациональными предрассудками'. Представляя на суд читателя страхи и чудеса, игравшие столь важную роль в жизни наших предков, Зелигманн описывает предпосылки одной из самых древних и самых жизнеспособных форм магии - магии, основанной на силе ритуалов и заклинаний: 'С незапамятных времен человек чувствовал, что его окружают враждебные сверхъестественные существа, и оружием против них были магические обряды. Злые духи подстерегали его повсюду... Ночь находилась во власти демонов зла, демонов пустыни, демонов бездны... Но древние мудрецы знали, что существуют и добрые духи, готовые даже прийти на помощь пострадавшему...' Человек настойчиво и все в более и более ритуализированной форме стремился умиротворять богов и изгонять демонов силой произнесенного слова: 'Они возносили молитвы духу земли... и духу неба... Чтение заклинаний и воскурение ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, - все это, по мнению жрецов, должно было привлечь внимание легкомысленных богов, которым вечно приходилось напоминать о несчастьях смертных'. Страх, однако, внушали не только боги и демоны. Еще за несколько тысячелетий до Рождества Христова народы Месопотамии (шумеры, аккадцы, эламитяне, ассирийцы, мидяне и 'звездные мудрецы' вавилоняне, основатели мировой державы) верили, что и среди людей встречаются носители опасных, разрушительных сил, равно как и олицетворения доброго начала. История магии и оккультизма на Западе с 5000 года до н.э. до XVIII века, - полагает Курт Зелигманн, - это, в первую очередь, история борьбы человечества за примирение принципов Добра и Зла внутри себя самого. В таком контексте весь спектр магических и оккультных учений, от древних гадательных практик до ведьмовства, от средневековой алхимии до масонских лож эпохи Просвещения, - это не что иное как колоссальная нравственнопсихологическая битва, участниками которой по сей день остается большинство из нас. Одна из самых примечательных и ценных особенностей данной книги - способность автора проводить параллели и аналогии: мы начинаем понимать, что неоднозначность, сложность и туманность воззрений и верований характеризует не только культуру прошлого, но и наши современные представления о мире. Например, вера древних в мистическую силу звезд и чисел и в возможность предсказывать по ним будущее оставила свой