Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Духовная психология

одна — способность расположения вещей, и другая — способность претворения. Для ясности и удобства мы называем последнюю способность 'переводом'. Из этих двух сил первая вызывается принципом Юпитера, а вторая — принципом Меркурия, если пользоваться планетной терминологией. Юпитер известен как 'мудрость богов', а Меркурий — как 'посланец богов'. Фактически, Меркурий — это переводчик посланий богов с уровней переживания на уровни мысли и языка. Эти два принципа подробно объяснены в нашей книге 'Духовная астрология'.

Низшим своим концом оболочка разума соприкасается с умом, а ещё ниже следуют жизненная и физическая материи. Верхним же своим концом она соприкасается с чистым переживанием. Между ними находится чистый разум, которым правит способность распознавания (вивека). Будучи предоставлено самому себе, распознавание человека окрашивается умом и чувствами, и потому интеллект среднего человека спутан, окрашен мотивациями и животными интинктами низшей природы. На этой стадии многие мотивации индивидуального уровня ошибочно принимаются за источники знания. Если индивид действует по этим мотивам, то он связан или обусловлен цепным действием материи трёх низших планов. В течение этого периода чистый разум находится в спящем состоянии, тогда как смешанный интеллект утомительно активен на социальном плане обусловленности. Предметные уровни обусловливают ум человека, и вся деятельность является механической рутиной, в ней нет ничего творческого. Постоянное впечатление от этой утомительной деятельности ошибочно принимается обычным человеком за опыт и знание различных предметов. Ученики йоги называют это рутинной или сансарической деятельностью. Во многих случаях на эту деятельность уходит много времени, но взамен потерянного времени ничего не приобретается. Опять же, время — это впечатление, созданное нашим умом. Человек создаёт своё собственное время и свой срок жизни, что есть миф для буддхического и высших планов. Поскольку нижний конец буддхического плана погружён в ментальный план, человек принимает мутные впечатления за знания. Значительная часть знания, которое он приобретает — ни что иное, как объём впечатлений, созданный на ментально-буддхическом плане, окрашенный его мотивациями и побуждаемый мыслями других людей. Превращения и комбинации предметов этого смешанного плана послужили причиной написания тысяч томов, касающихся разных предметов и отражающих разницу мнений различных школ мысли. Когда же человек подходит к чистым уровням буддхи и переживания, он отбрасывает путы различных точек зрения и достигает единства всех вещей, к которому он стремился всю свою жизнь, называя это 'истиной'.

На уровне чистого разума человек располагает помощью распознавания, которое постепенно уводит его от сансарической деятельности. С помощью распознавания человек делит все ценности жизни на две группы — абсолютные и условные ценности. Он узнаёт, что условные ценности несут горе и страдания. Абсолютные же ценности ведут к необусловленному уровню переживания. 'Сат' (бытие) и 'асат' (обусловленность) для него различимы, и он знает, который выбор верный. Он получает свои предписания с тонких планов расположения и перевода, и пока ученик живёт в способности распознавания, его деятельность организуется буддхическим планом. В этот период ему помогает гуру, поддерживая его сознание на чистом буддхическом плане и защищая его от расфокусировки той фокусной точки, которая называется распознаванием. Пока фокус точен, присутствует проявление распознавания, но как только он сбивается, оно исчезает. Гуру поддерживает условия правильной и точной фокусировки, держа ученика в своём сознании на уровне души. Поскольку у гуру опыт распознавания доведён до совершенства, он может поддерживать ученика в требуемой точке, делая его усилия менее напряжёнными. Для тех же, кто вне этого фокуса, все писания мира и советы великих мыслителей не имеют смысла. Они могут изливать свет на ученика лишь тогда, когда он держится на буддхическом плане.

Действием буддхического плана вся материя и механизм мировых операций преобразятся в высший смысл и высшее назначение. На низших планах мотивацией человека являются выгода и польза. Смысл и цель играют тут сильную роль. На более высоком уровне они теряют своё значение и заменяются лёгкостью, удовольствием и облегчением. На ещё более высоком плане, начиная с чистого буддхи, эти ценности вновь заменяются — на радость и переживание. Время становится менее важным, чем переживание, опыт. Постепенно время теряет своё значение и влияние на действия