Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Духовная психология

именуемого ОМ (Вселенским Утвердительным). С этого плана пребывающий в нас человек выступает, чтобы отделиться и выправить буддхический, ментальный и низшие планы. И чем дальше он удаляется от этого плана, тем менее позитивным он становится, уступая негативизму, который мы называем вопрошанием и сомнением. Наши сознательные уровни находятся на низших планах, а наши высшие планы находятся в наших бессознательных областях. Это так не потому, что эти планы таковы по природе, а потому что мы сознательны лишь на низших уровнях. На нашем сознательном плане мы получаем вопросы, тогда как ответы на них предсуществуют на наших бессознательных планах. Каждый сознательный вопрос — это бессознательный ответ. Если бы мы не имели этот ответ в своей природе, наш ум не мог бы задать вопрос. Вот почему никто не может спросить ни о чём таком, о чём он сам не знает вообще.

Прежде чем космос спустился на низшие планы с плана переживания, он сначала спустился на буддхический план. Космическому буддхи предсуществовал свой план переживания в виде слова 'Я таково'. При нисхождении на буддхический план он упал в объектность, и изменил первое лицо на второе. Вместо медитации на мантре 'я таково', он задал вопрос 'как это всё получилось?', 'откуда всё это взялось?' и 'как я здесь существую?'. Таков процесс вращения первопричины среди вопросов, приготовленных из ранее существовавших ответов. Это было начало творения предметных миров. С плана переживания буддхический план творится силой мантры 'хочу стать'. Чистое переживание называется планом блаженства (анандамайа коша). Это цель всех духовных мыслей, всех религий, всех учителей и всех учеников. Вся деятельность космоса с его иерархией из тысяч разумов находит на этом плане свою кульминацию. Человек должен обрести на этом плане своё бытие и свою блаженную волю. Это вовсе не план, ибо другие планы образованы из него, наполнены им и существуют, плавая на его поверхности. Ученик йоги должен наметить свой путь, проследив, как шло его сознание из этого плана переживания. С грубейшего физического плана он должен пробить свой путь, как иглой, пронзая планы сознанием. Сознание есть указатель человеческого бытия. Оно может смещаться с плана на план. Процесс продвижения идёт самопобуждением, а не как реакция. Для человека, находящегося на уровне индивидуализации, указатель стоит на физическом и жизненном планах. Это уровень самопотакания, связывающий этот указатель с физической оболочкой силой привычки. Привычка унаследована человеком от самих свойств мироздания. Эти свойства — сохраняющие разумы, блюдущие постоянство всего мироздания. Они поддерживают закономерное действие материи, её инволюцию и эволюцию, прану и ум. Вечность и периодичность — два взаимодополняющих фактора мироздания. 'У природы и сознания нет начала' — говорит Бхагавад-гита.* Материя наследует у природы свойства, а сознание ведёт себя соответственно этим свойствам, когда его указатель находится на планах, лежащих между материей и умом. Когда поведение природы, отделившись, образует некий отсек, порцию, существуя теперь в индивиде, мы называем это привычкой. Ум тоже наследует эту привычку при своём движении по поверхности материи и праны. Таким образом, когда человек живёт на индивидуальном плане, его ум обусловлен привычкой. На более плотных планах сознание объектно по отношению к материи плана, то есть отлично от неё. По мере того, как оно продвигается через более тонкие планы, оно постепенно теряет этот предметный подход и старается отождествиться с планом. Этот процесс завершается, когда сознание достигает плана переживания. На плане мысли, или на плане буддхи, пропитанного умом, мысль человека является для данного мира предметной. Вот почему люди мыслят обо всём в понятиях объектов — даже о переживании. В процессе мышления должны присутствовать мыслитель, мысль и объект мысли. Когда же указатель достигает чистого буддхического плана, человек теряет понятие об объектах и вступает в процесс мышления в абстрактных величинах. Постепенно он учится отождествляться с ними. Этот постепенный процесс назван Патанджали дхараной и дхьяной. По мере того, как указатель передвигается в процессе проникновения на план переживания, человек становится един с этим планом. Познание объекта переживания и переживающее сознание растворяются в единстве (самом переживании). Время здесь прекращает существовать, поскольку время — предметная мера, и ему здесь нет места. Место и положение, включая перемещение, тоже принадлежат к предметности и тоже перестают существовать. Эту