Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Духовная психология

точкой.* Это набор симметричных фигур, предписанных для медитации в качестве идей числовых сил. Платон предписал другой набор фигур — платоновы объёмные тела. Таро предписывает третий набор. Иная школа требует иной образ числа от ума ученика. Тантрические санскритские тексты и каббала предписывают разные сложные симметричные образы для разных сложных чисел, на которых следует медитировать для достижения совершенства на ментальном, жизненном и нижнем буддхическом планах. На санскрите они называются янтрами. Из этих форм Шри Янтра — самая совершенная и глубокая. Это не только совершенный образ для медитации, но и представление деятельности всего космоса вплоть до индивидуального человека. Строится она путём расположения пяти равносторонних треугольников вершинами вниз, четырёх таких треугольников вершинами вверх, окружностей, описывающих эти треугольники и четырёх квадратов, очерчивающих всю фигуру (См. 'Волны блаженства' сэра Джона Вудроффа).** Всякая симметричная фигура обязательно представляет какое-то своё число и помогает ученику медитировать на двойном эффекте числа-образа. У разных школ приняты разные способы медитации на образе. Ученика просят медитировать на образе знакомого человека, идола иди животного. Среди самых эффективных — медитация на лице совершенной красоты. Такой образ, созданный художником, оказывается наиболее полезным. Выражение лица имеет здесь первостепенную важность, поскольку оно наводит подобное выражение и в уме ученика. Это синтезирует эмоции человека и поднимает их от чувств пупочного центра к переживанию любви сердечного центра. Когда мужчина медитирует на совершенной женщине, а женщина — на совершенном мужчине, это ещё один процесс. Он дополняет творческие силы ученика и поднимает его в силу совершенного числа, 10. Присутствие совершенной женщины в комнате для медитации тоже добавляет ученику физического и жизненного магнетизма, и процесс медитации ускоряется. Но здесь необходима предосторожность, ибо такие практики дозволены лишь ученикам, уже овладевшим своими первыми тремя проводниками. Это медитация нужна лишь для продвинувшихся учеников, чтобы синтезировть буддхи и поднять его на план блаженства. Тантрическая школа шри-видьи называет это медитацией 'лалиты' (идеальной милости). Говорим ли мы в терминах пола, эмоций или блаженства, то, что в сердце женщины есть мужчина, а в сердце мужчины есть женщина — оккультный факт. Вместе мужчина и женщина дают ребёнка — на низшем плане через воспроизведение, на жизненном и ментальном плане через чувство, а на буддхическом плане и плане переживания — через творчество. Воспроизведение — это лишь отражение творчества на плане материи и ума. Творчество является игрой на плане переживания, а воспроизведение — необходимая обуза на плане материи и праны. Тщательная медитация на взаимном присутствии мужчины и женщины завершает медитацию на планах буддхи и блаженства. Вот почему к проведению главных ведических ритуалов допускаются лишь домохозяин со своей женой.

__________

* Фигуры для чисел 7, 8 и 9 см. в примечаниях.

** John Woodroffe, 'Waves of Bliss'.

Цвет

Если мы можем прилежно медитировать на высших принципах на буддхическом плане, то сможем и воспринять тот факт, что цвет — причина формы. Наш глаз узнаёт формы предметов лишь через цвет. Будь всё прозрачным, человек не смог бы пройти по земле ни дюйма. Причиной цветов на этой Земле являются солнечные лучи, и они с помощью цветовой вибрации позволяют человеку узнавать формы в предметном мире. Лучи нашего Солнца наследуют свои цвета от лучей невидимого солнца, которое существует в 'свободном пространстве'. По этой причине ведические риши говорят, что акаша есть Вишвакарма. Согласно их науке, луч этого пространства — голубой, а остальные цвета, включая белый, получаются разложением его в предметность. Для человеческого глаза семь цветов заключены в белом луче, но для духовного глаза семь цветов существуют в голубом. И образное утверждение, что аватары Вишну — голубого цвета, имеет великое значение.

Есть два способа медитации на цветах. Один — объективно наблюдать цвета обычными глазами и соединять с ними ум. Второй состоит в том, чтобы умственно представлять цвета с открытыми или закрытыми глазами. Второй метод является более мощным. Он прямо ведёт ученика на буддхический план. На каждом из планов человека преобладает какой-то цвет. Зелёный правит физическим планом. Он принадлежит планете Сатурн, которая держит низшего человека в плену материи, пока его внутренние проводники не выведутся, подобно