Кулапати Эккирала Кришнамачарья

Духовная психология

оживить искусственным дыханием. Это жизнь поддерживает в человеке дыхание. Двоякая деятельность центростремительной и центробежной пульсаций продолжается столь долго, сколь умственная деятельность отождествляет себя с механизмом низших планов. Эта способность ума отождествляться с механизмом какого-либо плана называется читтой. Читта существует в понятиях поведения (вритти). Управление поведением читты — это первый шаг в йоге. Он вызывает погружение читты в изначальное состояние ума, что ведёт к погружению ума в буддхи. Импульсы низших проводников и ума вызваны этой двоякой пульсационной деятельностью. Пульсация — свойство пространства, и потому унаследована и нами. Пять пульсаций праны создают метаболическую деятельность физического плана и побуждения ментального плана. Эти импульсы, излучаясь, в виде вибраций иногда достигают буддхического плана. Результатом этого является то, что обычный человек получает мысли импульсивно. Центростремительная и центробежная пульсации (прана и апана) должны быть постепенно нейтрализованы путём взаимного их поглощения с помощью ума. В результате ум утвердится в третьем режиме пульсации, равновесном (самана). 'Йога — это равновесие' — говорит Господь Кришна. 'Вызови лёгкость равновесия, уравновесив прану и апану, которые вибрируют, входя и выходя через ноздри'. Это единственное предписание Господа Кришны, касающееся пранаямы. 'Жертвуй прану в апане, а апану — в пране' — его главное наставление. Процесс вдыхания на жизненном плане, процесс зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания на жизненно-ментальном плане и процесс изучения, понимания и размышления на ментально-буддхическом плане все проводятся импульсом, идущим от окружности к центру. Всё это вызвано пульсацией праны. Выдыхание на жизненном плане, говорение, обучение, выражение, объяснение, критика, анализ и синтез на ментальном и буддхическом планах все проводятся импульсом, идущим от центра к периферии. Эта пульсация называется апаной. Искусство нейтрализации праны апаной, а апаны — праной можно понять лучше, поразмышляв над вышеприведёнными подробностями. Лёгкость, достигаемая с нейтрализацией этих двояких импульсов, приходит с тщательной практикой под руководством своего гуру на буддхическом плане. Медитация на присутствии до сих пор неизвестного гуру в сердечном, горловом или межбровном центре принесёт ученику успех. Когда он овладеет своими импульсами, гуру установит с ним телепатический контакт и начнёт постоянно с ним работать. Гуру может делать это с большого расстояния, будучи сам занят какой-либо более высокой работой. Этого достаточно, если ученик не думает о гуру, когда его ум занят какими-то более низменными мыслями. Яма и нияма готовят первые три проводника к посвящению. Асана даёт устойчивость, а пранаяма позволяет ученику пересечь порог первых трёх посвящений. Процесс нейтрализации импульсов, о котором говорилось выше, приводит к возвращению мысли от импульса к изначальному уму и буддхи; это пратьяхара. Следующий шаг — это отождествление сознания с установленным образом мысленных потоков, дхарана. Точка сознания ученика придаёт стимуляцию гипофизу, и это было названо Учителем C. V. V. 'намёком гипофиза'. Индивидуальное сознание человека, стремящееся к собственному прогрессу в йоге, было названо ритуалистами 'колонной зала', каббалистами — 'числом один', и 'вертикальными уровнями' — Учителем C. V. V., а сонастройка индивидуального сознания с сознанием других через служение и любовь названо ритуалистами 'полом зала', каббалистами — 'числом два', а Учителем C. V. V. — горизонталью. Человек, будучи вертикальным в своём сознании, должен горизонтально двигаться к другим. И когда бы и где бы он их ни встречал, там образуется крест, который делит окружающие его 360 градусов на четыре равные части. Это путь Господа, сходящего на крест, чтобы спасти нас. Часы дня располагаются тогда в виде круга, касающегося четырёх концов креста. Эти часы на циферблате круга — ни что иное, как распределение работы дня так, чтобы исполнить свой долг служения и любви. Когда человек вертикален, часы располагаются лишь по оси его позвоночного столба. Когда же горизонтали встречаются с вертикалями в центре, часы располагаются по кругу. Когда центр сознания (круг) погружается в сознание своих собратьев, он становится тем центром, который везде, и окружность которого нигде. По терминологии Учителя C. V. V. это называется процессом глубокого погружения центров. Его призыв выглядит следующим образом:

Погрузиться глубоко

Размещённые по оси часы

Высшего моста начало

Уровни