Тензин Вангьял

Чудеса естественного ума (Часть 1)

разделы по ранней истории Жанг Жунг и Тибета.

В качестве примера этих учений давайте рассмотрим 'Указания по Шести Сияниям Света' (сГрон ма друг ги гдамс па). Первый свет (или глава), 'гНас па гжи'й сгрон ма нго бо джи лта гнас па кунжи нгос 'дзин гнад' ('метод для постижения основы всего (кунжи), сущности изначальной природы существования'), содержит объяснения относительно того, что истинной природой основы феноменального существования является пустота. Вторая глава, 'Тси та ша'й сгрон ма гжи ганг на гнас па ранг риг клонг шар гьи гнад' ('метод, иллюстрирующий сияниесветаизначальной мудрости в физическом сердце'), содержит объяснение того, что свет изначальной мудрости пребывает в человеческом сердце из плоти и крови. В третьей главе, 'дКар `джам ртса'й сгрон ма лам ганг лас пьюнг па йе шес занг тхал гьи гнад' ('метод, иллюстрирующий как свободная от любых помех мудрость возникает на пути света белого центрального канала'), содержится описание тонких каналов тела йогина, в котором происходит беспрепятственная циркуляция света мудрости. Четвертая глава, 'рГьянг жагс чу'й сгрон ма сго ганг ла шар ба ригпа гсер мтхонг ги гнад' ('метод, иллюстрирующий возникновение видения изначальной мудрости через врата света-воды (т.е. глаза)'), содержит объяснение методов созерцания изначальной мудрости, которая в равной степени пронизывает собой внутреннюю и внешнюю реальность. Все феноменальное существование описывается как являющееся проекцией изначального света, пребывающего в физическом сердце и проявляющегося через глаза; такое объяснение подразумевает, что объективная конкретная реальность представляет собой лишь простую иллюзию. Пятая глава, 'Жинг кхамс спрод кйи сгрон ма лам чи лтар ньямс су бланг па ску гсум дмар тхаг бчад па'й гнад' ('метод, иллюстрирующий непоколебимую решимость заняться практикой трикайи посредством света, ведущего в чистые измерения'), содержит объяснение используемых при посвящении созерцательных практик, открывающих практику Дзогчен чистые измерения через лучи радужного света и звуки. В шестой главе, 'Бар до дускьи сгрон ма `кхрул ртогс кьи со тшамс ганг ла тхуг па `кор `дас гьес тшул гьи гнад стон па' ('учение о методе света в бардо, где достигается предел иллюзии и понимания и происходит разделение самсары и нирваны'), содержится объяснение по практикам, выполняемым в состоянии бардо, которое наступает после смерти и в котором понимание реальности ведет к освобождению, а подверженность иллюзии возвращает обратно в самсару.

Мастера преемственной линии 'Жанг Жунг Ньян Гьюд'

Духовные учения не рождаются из мыслей основателей религий в физическом пространстве-времени, они пробуждаются в их глубоком сознании и берут свое начало в 'пространстве религии', которое находится вне хронологического времени и географической местности.

Длинная линия передачи учений Дзогчен 'Жанг Жунг Ньян Гьюд', относящихся к бонской традиции, берет свое начало в бонку (бон ску), 'сущностном теле, или измерении' реальности, представляющем собой Кунжи (кунг жи), основу великого совершенства. В великой, свободной от обусловленности сфере, находящейся вне пространства и вне самсары и нирваны, являющейся изначально чистой (ка даг), спонтанно совершенной (лхун сгруб), обладающей всеми потенциальными качествами, лишенной причинности, в которой нет как внешнего измерения (вселенная), так и внутреннего (существа, обитающие в этой вселенной), как формы, так и цвета, где находится 'рай пространства', та цитадель, в которой изначальный мастер (йе ньид стон па), Самовозникающее Осознание, бонку (дхармакайя; ср.: чос ску, истинное тело в буддизме) Будда Кунтузангпо (Кун ту бЗанг по, санскр. — Самантабхадра) дал учение 'телу совершенства' (рДзогс ску: самбхогакайя; ср.: клонг ску, тело наслаждения в буддизме) Будде Шенлхе Окару (гШен лха `Од дкар) посредством прямой передачи. Без каких-либо концепций или слов Самантабхадра ментально передал четыре серии учений бонского Дзогчен:

1. Пхьи лТа ба спьи спьод, 'внешние общие принципы учений' — вводные учения.

2. Нанг ман нганг дмар кхрид, 'внутренние прямые сущностные наставления'.

3. гСанг ба ригпа гчер мтхонг, 'тайные указания по ясному осознанию ригпа' — тайные учения о методах медитации на свете.

4. Янг гсанг гнас лугc пхуд чод, 'обнаружение глубинного, тайного естественного состояния бытия' — самые эзотерические учения.

Шенлха Окар в свою очередь передал эти учения своему ученику 'ума и мысли', 'телу проявления' (Спрул ску) Тонпе Шенрабу Мивоче, который распространял их в этом измерении бытия в