Тензин Вангьял

Чудеса естественного ума (Часть 1)

отнесся к рассерженному Нангжеру Лодпо и сказал: 'Завтра мы устроим дебаты перед царем. Если вы выиграете, вы станете моим учителем, если выиграю я, я вас накажу'. И тут Нангжер Лодпо признал в мальчике божественную эманацию и упал без сознания. Когда он пришел в себя, он признался в своих негативных действиях по отношению к Тапихритсе.

Тем временем все животные разбрелись и попали в зубы волков; явился Мо Юнгдрунг и начал ругать мальчика. Тогда Нангжер Лодпо сказал ему: 'Ты не должен сердиться, так как он великий мастер и он очень важен для нас'. Оба очень расстроились и извинились перед мальчиком за свое поведение, после чего потеряли сознание. Когда они пришли в себя, они увидели, что Тапихритса поднялся в небо и сидит там в окружении радужных кругов, и смеется. Затем оба ученика уселись на землю, и Тапихритса начал излагать свое учение. Хотя Нангжер Лодпо был очень ученым человеком, его большая гордость по-прежнему препятствовала истинному пониманию, и эти краткие, но крайне важные учения помогли ему достичь освобождения.

Обращение Нангжера Лодпо к Тапихритсе

Нангжер Лодпо обратился к Тапихритсе со следующим призывом:

Э ма хо!

Как чудесно!

Ты являешься проявлением изначальной основы.

Твое тело предстает в виде белого сияющего кристалла,

прозрачного и без единого пятнышка,

и оно излучает свет во всех десяти направлениях.

Ты обнажен, на тебе нет украшений:

И в этом глубинный смысл изначального состояния.

Ты наделен двойной мудростью пустоты и мастерских средств,

с состраданием ты размышляешь о благе живых существ.

С предельной точностью излагаешь ты

Высшее учение Великого Совершенства,

суть осознавания достигших самореализации,

кульминацию пути к освобождению,

сердце священных текстов (тантра), их основную суть (лунг)

и сущность наставлений тайных (упадеша);

с великой ясностью указываешь ты

на истинное состояние основы всей вселенной,

из которой возникают просветление и блуждание в самсаре,

освобождение и иллюзия,

звук, свет, лучи, пороки и все свойства.

Рассеяв тьму в умах существ,

ты позволяешь нам мгновенно

достичь непосредственного переживания

и в пустоте ума дуальность

просветления и самсары устранить;

ты позволяешь нам достичь конечного состояния

трех высших измерений.

Собрав свое внимание, исполнившись почтения,

молю тебя, Тапихритса, защитник всех существ:

дай посвящение мне и существам другим

и надели нас силой.

Да будут все препятствия —

внешние, глубинные и тайные — устранены,

и растворится эго пусть,

являющее суть иллюзии неведения.

Пусть достижение чистого осознания присутствия

Приведет нас к осущестлению.

Молю тебя, даруй мне

понимание великого смысла, который вне пределов интеллекта,

понимание изначальной (лишенной опоры) пустоты.

Я адресую мольбу свою Тапихритсе, Повелителю всего сущего:

да будут существа всех шести царств

защищены твоим состраданием

и да будет ум мой освобожден!

Последние наставления Тапихритсы

Вначале Тапихритса дал наставления по 'Четырем Благам':

1. Идея: Пусть осознание, ничем не обусловленное и всюду проникающее, достигнет освобожденного видения, свободного от действия ума; это хороший путь.

2. Медитация: Пусть свободное от основы и обусловленности переживание станет ясной, ни на что не опирающейся, медитацией; это хороший путь.

3. Поведение: Пусть в`идение, свободное от дуалистического выбора, непосредственно совершает действия, отличающиеся гибкостью и отсутствием привязанности; это хороший путь.

4. Плод: Пусть ограничивающие надежды и страх растворятся в недостижимом самовозникающем состоянии самореализации; это хороший путь.

Изложив это учение, Тапихритса мгновение пребывал в молчании, затем продолжил свою речь изложением учения о 'Четырех путях применения практики':

1. Вы не можете практиковать природу явлений; применяйте свободное от практики состояние природы явлений.

2. Вы не можете понять Дхармакайю через причинно-следственные связи (логику) ума; применяйте ум, свободный от причин и вторичных причин.

3. Вы не можете найти сущностное знание; применяйте то, что вы не можете найти.

4. Вы не можете измениться с помощью попыток; применяйте непреложное состояние.

Затем, после пребывания в молчаливом состоянии медитации, Тапихритса изложил 'Пять путей применения практики':

1. Поскольку естественное состояние свободно от пристрастий, существует необусловленное проявление; применяйте практику, которая вне обусловленности и пристрастий.

2. Поскольку отсутствует желание и привязанность к объектам, освобождение достигается