Тензин Вангьял

Чудеса естественного ума (Часть 1)

нашим движущимся умом и тогда мы будем все время менять форму своей практики. Если у нас есть некая форма, мы можем различными путями изменить ее, но, с точки зрения истинного смысла практики, менять нечего. Как только мы достигли этого осознания, тогда никакие изменения не окажут негативного воздействия ни на нашу жизнь, ни на нашу практику. Иначе выполняемые нами практики лишь добавят нам замешательства.

Конечно, и в обычной жизни мы испытываем замешательство в области наших отношений с другими людьми и в работе. Но что касается учений, замешательство часто приводит нас к тому, что мы начинаем слишком полагаться на своего мастера: мы не пытаемся увидеть вещи своими глазами и вместо этого перекладываем всю ответственность на другого человека. Мы советуемся с учителем даже относительно повседневной жизни: что нам делать или куда идти! Мы становимся слишком зависимы, и когда наша жизнь принимает не тот оборот, который мы желаем, мы меняем практики и учителей. И этот процесс повторяется постоянно, ничего действительно глубокого не происходит, и в конце концов мы можем почувствовать, что лишь впустую потратили свое время на выполнение практики. В какой-то мере это так и есть, поскольку мы пытались сделать что-то положительное, а в конечном счете не достигли ничего. Но причина этого — в неверном подходе к практике, в том, что мы не заложили с самого начала необходимую основу. Так быть не должно, поскольку начав выполнять практику, мы пытаемся достичь какой-то пользы и привнести покой в свой ум. Основная цель и конечный результат практики — самореализация. Вторичные результаты относятся к устранению всех препятствий из нашего ума, с тем чтобы мы могли вести лучшую, более спокойную и мирную жизнь и имели таким образом возможность выполнять свою практику. Иначе конечная цель — самореализация — будет очень далеко от нас. Если мы не знаем как применять эти практики в своей повседневной жизни, они имеют очень мало пользы для нас. Поэтому очень важно при вхождении в учение и в самом начале выполнения практики научиться применять эти техники простым способом, без какого-либо замешательства насчет того, что же является фундаментальной основой индивидуума. Через непосредственные переживания нашего собственного ума и нашего собственного естественного состояния мы должны познать самих себя, а не понять теоретически что учения говорят насчет этой основы.

Согласно учениям Дзогчен, фундаментальной основой индивидуума, которая постигается посредством интуитивной мудрости, обретаемой в ходе практики, является неразрывное единство ясности и пустоты в изначальном, или естественном состоянии. Мы приходим к этому пониманию через переживания, полученные в процессе выполнения практики и подтверждаемые учениями и объяснениями мастера, и мы пытаемся развивать это понимание дальше с помощью практики медитации. Медитация используется во всех духовных традициях, и сфокусированная концентрация на различных стадиях пути, и свободная от концепций и концентрации медитация на более поздних стадиях, составляют путь Дзогчен. К более высоким медитационным практикам, характерным для пути Дзогчен, относятся трекчод и тхогёл; однако прежде чем заниматься ими, необходимо создать прочную медитативную основу.

Правильный порядок выполнения практик

Обычно в качестве подготовки к получению учений необходимым условием является полное прохождение 'предварительных' практик — нондро. Однако важно относиться к ним не просто как к формальным практикам, которые мы должны повторить 100000 раз, иначе мы не постигнем истинный смысл нондро и не сможем достичь их цели. Выполнение нондро является важным фактором, поскольку эти практики покаяния, очищения, развития великодушия, медитации на смерти и непостоянстве, гуру-йоги и т.д. также служат подготовке практикующего. Они способствуют коррекции его сущности путем устранения сильного эго, сформированного пятью страстями. И это необходимо сделать, поскольку только тогда мы готовы к чистому получению учений, подобно чистому сосуду готовому получить 'львиное молоко', драгоценную жидкость учений. Иначе мы будем подобны потрескавшейся или грязной чашке, способной превратить драгоценную жидкость в яд.

Приступая к изучению учения, мы, как практикующие, должны иметь некоторые необходимые качества. Очень важно иметь хорошего мастера и получить от него ясные указания, питать к нему и учениям глубокое уважение, развивать в себе способность выполнять практику и не быть подобными ветру, а быть верными как практике, так и себе.

До тех пор, пока мы не