Тензин Вангьял

Чудеса естественного ума (Часть 1)

в форме Будд, мандал и т.д., образуются из исконной структуры света, энергетического выражения ясности изначального состояния. Особые практики тхогёл включают в себя длительную медитацию в темноте (стандартная продолжительность такой практики составляет сорок девять дней, хотя некоторые практикующие Дзогчен проводят в ней многие годы) или смотрение на солнце, на луну или в небо. Все эти техники используются для того чтобы сделать возможным спонтанное возникновение видений из глубин ума. Затем мы начинаем работу над ними.

Для усиления видения в практике тхогёл используются пять типов взгляда:

1. гневный взгляд, когда глаза повернуты вверх; полезен, когда мы чувствуем сонливость;

2. миролюбивый взгляд, направленный вниз, полезен, когда ум слишком возбужден;

3. взгляд бодхисаттвы, когда глаза смотрят прямо вперед, полезен когда ум спокоен;

4. взгляд метода, когда глаза повернуты вправо, способствует развитию метода;

5. взгляд мудрости, когда глаза повернуты влево, способствует развитию мудрости.

В практике тхогёл используются также три других типа взгляда: круговой взгляд, львиный взгляд и тайный взгляд.

Мандалы, тигле (точки сияющего света), белые точки, круглые радуги, образы Будд, божеств, измерения Будд — все это может проявиться, и все это представляет собой естественные проявления нашей Самбхогакайи, возникающие через канал мудрости, соединяющий наше сердце с глазами. Если эти проявления возникают, наша практика носит прерывистый характер, что подобно солнцу, видимому через тучи: временами мы пребываем в состоянии присутствия, а временами — следуем за сияниями света. Иногда кажется, что мы выполняем практику, а иногда кажется, что мы ее не выполняем, поэтому может возникнуть много сомнений, устранить которые мы должны с помощью своего мастера.

Таким образом мы приходим к прямому переживанию и познанию семян, являющихся основой, или источником, чистых видений, подобных звездам в пространстве. Когда мы начинаем практиковать тхогёл, движение становится более интенсивным, и это подобно возникновению перед глазами разноцветного китайского шелка: внезапно мы видим множество цветов в пространстве, как будто мы со всех сторон окружены радугами. Это главное видение, основа пятицветных сияний, из которых возникают все остальные видения. В этом состоит значение пяти сияний, дающих рождение нирване и самсаре.

Работа с движением света в практике тхогёл легче, чем работа с плотными объектами, которые мы видим, и звуками, которые мы обычно слышим в повседневной жизни и с которыми мы уже знакомы. В тхогёл видения возникают как внешнее проявление внутренних переживаний. Есть тексты, в которых описаны 'движение энергии внешнего света' и знаки, появляющиеся во время видений.

Различные видения имеют различные наименования. Например, название 'рыба лучей в движении' подразумевает движение видений и описывает видения, движущиеся подобно тому, как рыба движется в волнах моря. В тексте сказано, что мы должны попытаться 'поймать рыбу лучей в движении в сеть темноты', а также дается описание 'метательного' состояния присутствия, которое мы должны выпустить по мишени, в данном случае — по рыбе. Метательное оружие и рыба — это видение, инструментом для ловли рыбы является состояние присутствия.

Четыре видения в практике тхогёл

Четыре стадии практики тхогёл известны как 'четыре видения тхогёл'. Это:

1. визуальное переживание абсолютной реальности;

2. увеличение и усиление визуального переживания;

3. полное созревание осознания ригпа;

4. достижение конечной точки и исчерпывание феномена.

В 'Жанг Жунг Ньян Гьюд' также содержится уникальное описание четырех стадий в соотнесении с фазами прибывающей луны и с пятью путями тренировки в системе Сутр.

Прежде чем приступить к обсуждению этих четырех стадий, полезно будет рассмотреть четыре пути возникновения видений. Первый путь — через самосовершенствование изначального состояния. Возникновение видений здесь происходит в силу того, что видения исконно присущи изначальному состоянию, представляющему собой лучезарное сияние. Второй путь — через использование мастерских методов. Их эффективность объясняется тем, что видения присутствуют в изначальном состоянии точно так же, как масло присутствует в молоке, и так же, как мы сбиваем молоко для того чтобы получить масло, мы можем — зная правильные методы — извлечь видения из этого состояния. Третий путь — это спонтанное возникновение видений как знак прогресса в выполнении практики. В данном случае важно различать чистые видения и нечистые видения,