Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 2)

которых состоит в том, чтобы обучить

значительное количество людей, которые смогут взять на себя часть

ответственности за возрастающее число новичков. Когда в 1934 году началось

расширение, Успенский написал ряд вводных лекций, которые могли читаться в

новых группах. Благодаря классической дисциплине вопросов и ответов, вновь

приходящие люди могли открыть относительность своего понимания и то, как оно

может быть расширено через следование предложенным указаниям.

Новичков заранее предупреждали об условиях, которые они должны будут

принять: они не должны говорить о том, что услышат своим родным или друзьям,

плата взиматься не будет, по крайней мере пять лекций потребуется на то,

чтобы понять, хочет человек продолжать или нет. Комната, в которой

встречались группы, вмещала только пятьдесят человек, и это создавало

чувство совместного усилия, которое было необычным для людей, незнакомых

друг с другом. Там существовало дополнительное чувство близости к

Успенскому. Пожалуй, самым заметным на любой встрече была неожиданная

новизна

250

П. Д. Успенский

того, что слышал человек, и не важно, сколько уже он ходил туда.

Вопросы могли охватывать всю сферу человеческих занятий и интересов, и

спрашивающий мог быть исключительно хорошо осведомлен в предмете своего

вопроса, но ответ Успенского всегда содержал что-то новое.

Расширение работы было не только сопряжено с новыми требованиями; оно

позволило возникнуть большему количеству возможностей и способствовало

улучшению организации, В 1935 году в 20 милях от Лондона были куплены дом и

ферма: здесь поселились некоторые из старых учеников Успенского, а в конце

недели на выходных здесь создавали условия для практической работы группы из

ста человек. В 1938 году в Лондоне был найден более вместительный дом;

в доме была мастерская, вмещавшая 300 человек. Приобретение этого дома

позволило основать Историко-Психологическое Общество, что дало работе

внешнюю форму, а двери - медную табличку. Устав, Цели и Организация

Общества, написанные Успенским, представляют очень интересный документ. Он

писал в версии Фрагментов 1926 года:

Система ждет своих работников. В ней нет такой мысли и утверждения,

которые не требовали бы и не допускали дальнейшего развития и

совершенствования. Но на пути обучения людей для этой работы существуют

большие трудности, поскольку обычного интеллектуального изучения системы

совсем недостаточно; и очень мало людей из тех, кто способен работать

данными методами, соглашается на работу по этим методам изучения. Через

двенадцать лет, развивая и письменно излагая 'Цели'

Историко-Психологического Общества, Успенский указал путь, которому нужно

следовать в системе:

1. Изучение проблем эволюции человека и особенно идеи психологической

трансформации.

2. Изучение психологических школ в различные исторические периоды и в

разных странах; изучение их влияния на моральное и интеллектуальное развитие

человечества.

3. Практическое исследование методов самоизучения и саморазвития в

соответствии с принципами и методами психологических

школ.

4. Исследовательская работа в изучении истории религий, философии,

науки и искусства с целью установления их общего происхождения, когда оно

может быть обнаружено, и различных психологических уровней в каждом из них.

Новый дом в Лондоне позволил приступить к новым видам работы, из

которых будет отмечен только один, поскольку более двадцати лет Успенский

надеялся создать свое собственное издательство. Один из учеников, по

профессии печатник, установил пресс в подвале этого дома. Там были набраны,

перепечатаны и переплетены Шесть

251

Совесть: поиск истины

Лекций по Психологии в качестве первого издания

Историко-Психоло-гического Общества. Хотя были переплетены 50 комплектов

лекций, через некоторое количество лет печатник написал библиотекарю

Йель-ского университета, что Успенский выпустил в обращение только пять

копий и изъял назад три, а почти все остальные экземпляры погибли во время

Второй мировой войны.

Одним из признаков возросшей активности с апреля 1938 до начала войны в

сентябре 1939 может служить количество томов записей встреч; 13 томов за эти

шестнадцать