Петр Демьянович Успенский

Совесть: поиск истины (Часть 2)

но и то, какое они будут иметь в будущем. История,

говорил он, не только история прошлого, но также история будущего. В феврале

1917 он говорил Гурджиеву о целесообразности отъезда из России и о том, что

стоит подождать конца войны в нейтральной стране, но не получил в ответ

ничего определенного, на чем он мог бы основываться в своих действиях. Это

был, фактически, последний приезд Гурджиева в Петербург, поскольку революция

и отречение от престола Николая Второго произошли месяцем позже; 'Март 1917,

конец русской истории' записал Успенский. Перед революцией Гурджиев уехал из

Москвы на Кавказ, но попросил Успенского продолжать работу в группах в

Петербурге до своего обещанного приезда на Пасху; через неделю после Пасхи

пришла телеграмма о том, что Гурджиев приедет в мае. Это самое трудное для

Успенского время закончилось июньской телеграммой из Александрополя: 'Если

хотите отдохнуть, приезжайте ко мне'.

Отдых продолжался только две недели. Последние шесть недель лета 1917

были проведены в Ессентуках, где Гурджиев представил план всей работы

группы, в которой должно было быть только двенадцать человек, как это

описано в семнадцатой главе книги 'В Поисках Чудесного'. Внезапно все было

изменено объявлением Гурджиева о роспуске группы и прекращении всякой

работы; Успенский признается, что его вера в Гурджиева начала колебаться

именно с этого момента. Через несколько месяцев, в феврале 1918, всем членам

московской и петербургской групп Гурджиевым было отправлено циркулярное

письмо за подписью Успенского, приглашающее приехать вместе с 'близкими'

людьми в Ессентуки для работы с Гурджиевым, и приехало около сорока человек.

247

Совесть: поиск истины

Успенский уже видел, что в природе и направлении работы Гур-джиева

произошли изменения, и что оставаясь с ним, Успенский не будет идти с ним в

том же направлении, что и в начале. До встречи с Гурджиевым Успенский знал

достаточно о принципах и правилах эзотерических школ, чтобы понимать, что

когда ученик не согласен со своим 'гуру', для него остается только один

выход - уйти. Успенский снял отдельный дом в Ессентуках и продолжил работу

над своими книгами.

Успенский никогда не был человеком, который говорит без необходимости,

и он не объяснил другим своих действий. Однако, через двадцать лет, после

настойчивых расспросов на одной из встреч в его группах в Лондоне, он

объяснил причину своего расставания с Гурджиевым:

'Когда я встретил Гурджиева, я начал работать с ним на основе

определенных принципов, которые я мог понять и принять. Он сказал:

'Прежде всего вы не должны ничему верить, и второе - вы не должны

ничего делать из того, что вы не понимаете'. Поэтому я принимал его. Через

два или три года я увидел, что он пошел против этих принципов. Он требовал,

чтобы люди принимали то, чему не верили, и делали то, что не понимали.

Почему так случилось - я не могу предложить никакой теории'.

Гурджиев уехал из Ессентуков с несколькими людьми в августе 1918. В

последствии Успенский написал в книге 'В Поисках Чудесного':

'Я решил уехать из Ессентуков, но не хотел уезжать до Гурджиева. В этом

отношении у меня было странное чувство. Я хотел подождать до конца; сделать

все, что зависело от меня, с тем, чтобы впоследствии я мог сказать себе, что

не позволил ни единой возможности ускользнуть от меня. Мне было очень трудно

отклонить идею работы с Гурджиевым. Должен признаться, что я чувствовал себя

очень глупо. Я не уехал за границу тогда, когда это было возможно, для того,

чтобы работать с Гурджиевым, а вышло, что я расстался с ним и остался с

большевиками'.

Последние десять страниц книги 'В Поисках Чудесного' дают очень краткий

обзор того, как Успенский начал независимую работу по тем направлениям,

которые были у петербургских групп. В 1920 году в Константинополе многих

людей привлекли его лекции, но когда через несколько месяцев из Тифлиса

приехал Гурджиев, Успенский по-прежнему надеялся на работу с ним и передал

свои группы ему. Возникли те же трудности, что и в Ессентуках, и в августе

1921 Успенский уехал в Лондон, где снова начал независимую работу. Гурджиев

прибыл в Лондон в 1922, после третьей и четвертой неудачных попыток основать

в Берлине и Дрездене 'Институт Гармонического Развития Человека'. Успенский

представил его в своих группах и помог ему собрать