Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

для средневековых ведантистских комментаторов стремление построить

незыблемую 'иерархию' йог (в которой обычно отдавалось предпочтение то

ли йоге знания, то ли йоге любви). Это, конечно, не означает и полного

'уравнивания' значимости йог: в разных плоскостях рассмотрения то одна,

то другая из них может иметь определенные преимущества. Так, йога любви,

по Вивекананде, - самый легкий путь, а йога действия - путь, наиболее пригодный

для настоящего времени. Характерно, что в отличие от иных путей Вивекананда

считает его вполне приемлемым и для атеистов. Характерно также, что свои

лекции по йоге перед американской аудиторией он начинает именно с карма-йоги.


Работы Вивекананды, посвященные четырем йогам, дают возможность читателю

познакомиться не только с классическими представлениями о главных путях

'йогического совершенствования', не только с идеями преимущественно связанных

с ними древних систем философии, но и с философскими убеждениями самого

автора этих работ. Истоки этих убеждений многообразны. Подобно крупнейшим

представителям классической ведантистской традиции - Шанкаре, Раманудже,

Мадхве - Вивекананда ассимилирует и взгляды отличных от веданты систем

(в особенности санкхьи). Более того, он стремится примирить и согласовать

друг с другом главные направления в самой веданте (адвайта, вишишта-адвайта,

двайта). К вековым спорам их сторонников, с новой силой вспыхнувшим в XIX

в., он нередко относится иронически (в одной из своих работ даже называ

такого рода диспуты пандитов 'регулярно устраиваемыми боями быков в Бенаресе').

И все же он не скрывает своих симпатий преимущественно к одному из этих

направлений. 'Я - Шанкара!' - заявляет он с гордостью. И в самом деле,

Вивекананда, несомненно, исходит прежде всего из основоположений адвайтистской

философии, хотя интерпретация их у него весьма своеобразна и отражает все

главные тенденции развития индийской философии в Новое время (не случайно

уже современники Вивекананды называли его философию неоведантой). Но, чтобы

понять специфику этой интерпретации, надо прежде всего обратиться к классическим

истокам.


Итак, что же представляла собой философская доктрина адвайты? Предельно

сжатым образом суть ее выражена в очень популярном и простом афоризме:

'Брахман подлинен, мир - неподлинен, Душа - не что иное, как Брахман'.

Перед нами совершенно последовательный и доведенный до логического предела

абсолютный идеализм, в рамках которого все многообразие вещей материального

мира и индивидуальных психических проявлений сведено к безличному мировому

сознанию. Однако при всей ясности и очевидности главной тенденции адвайты

простота ее во многом кажущаяся. Адвайта признает подлинную природу Брахмана

неописуемой, лишенной атрибутов, природный мир и 'эмпирическое' 'Я' человека

- не обладающими подлинной реальностью - порождением мировой иллюзии (майи).

В качестве же наивысшего 'пути освобождения' принимается путь 'знания',

понимаемого как средство обесценивания и снятия указанных иллюзорных дифференциаций.

При этом упомянутое 'знание' оказывается во многом противопоставленным

обычному, 'профаническому', поскольку при достижении его исчезает необходимая

для осуществления 'профанического' познания триада: субъект - средство

знания - объект (всякая множественность 'неподлинна'!).


Подобные утверждения, несомненно, представлялись в высшей степени парадоксальными

не только с точки зрения 'обыденного' здравого смысла, но и с точки зрения

философии (включая и противников адвайты в рамках ведантистской традиции).

В самом деле, вполне очевидный видимый и осязаемый мир представал здесь

как нечто эфемерное и 'бесплотное', а лишенный плоти дух приобретал статус

единственно очевидного; знание мира, достигаемое рациональными средствами,

объявлялось 'незнанием', а неописуемое и невыразимое - достоянием 'знания'!

Ясно, что обоснование и защита подобного рода парадоксальных утверждений

были отнюдь не легким делом, и в этой связи представители адвайты выдвинули

целый ряд веема тщательно и тонко разработанных теорий. Разработка этих

теорий связана с именами родоначальника адвайты - Гаудапады (VII - VIII

вв.) и ее главного