Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

хотя и просуществовало до наших дней и включало в свой состав

таких людей, как Лютер Бербанк, Иегуди Менухин, Бэтт Дэвис, Кристофер Ишервуд,

никогда не было многочисленным (любопытно, что в 1968 г. в США было 100

тысяч буддистов и лишь тысяча ведантистов). И все же деятельность Вивекананды

была отнюдь не безрезультатной. Прежде всего именно в этот период он впервые

делает достоянием широкой общественности собственные взгляды. Его многочисленные

лекции, доклады, выступления появляются в печати - вначале на страницах

газет, а впоследствии преимущественно в записи учеников (в особенности

Дж. Гудвина) и отдельными изданиями (наибольшую известность получают его

лекции о йоге - 'Раджа-йога', 'Карма-йога', 'Бхакти-йога' и 'Джняна-йога').

Во многих отношениях его взгляды представляют собой концептуализацию и

систематизацию того, что в художественной форме было высказано в притчах

Рамакришны (это относится, например, к концепции 'универсальной религии'

и синтеза различных видов веданты). Но его учение не просто 'рамакришнаизм'.

Во-первых, Вивекананда выступает как ярчайший выразитель основных, наиболее

влиятельных прогрессивных тенденций в индийской философии прошлого века.

Некоторые из них почти не прослеживаются у Рамакришны, но весьма ярко выражены

у его талантливого ученика. Такова просветительская тенденция: борьба Вивекананды

с оккультизмом, равно как и с традиционными предрассудками и суевериями,

высокая оценка роли наук, светского образования.


Во-вторых, Вивекананда разрабатывает ряд проблем, которыми попросту

не мог заниматься Рамакришна, не получивший соответствующего образования.

Таково сопоставление ряда аспектов исторического развития культуры в Индии

и Европе (постоянно проводимое Вивеканандой с целью критики европоцент-ризма).


Наконец, в-третьих (и это, пожалуй, самое главное), у Вивекананды произошло

весьма характерное изменение акцентов по сравнению с Рамакришной: социальные

вопросы все более выдвигаются у него на первый план.


Другим существенным результатом выступлений Вивекананды в Америке было

то влияние, которое они оказали на пробуждение национального самосознани

в Индии. Десятки индийский газет разнесли слова Вивекананды по всему южноазиатскому

субконтиненту, отчеты о его выступлениях читались повсюду жадно, с постоянным

интересом, хотя отношение к ним было разным. Деятельность Вивекананды вызвала

ожесточение у ряда сторонников индуистского традиционализма. С целью опорочить

молодого саньяси о нем распространяют различного рода слухи и измышления,

пишут о его действительных (пересечение океана, нарушение традиционных

запретов, связанных с питанием) и выдуманных 'прегрешениях' против индуизма

(бросаются нелепые упреки в употреблении сигар, вина и даже в 'приверженности

к роскоши'). Но клевета не возымела желанного действия. Популярность Вивекананды

растет. По всей Индии прокатывается волна митингов в его поддержку, ему

посылают многочисленные приветственные адреса.


И не случайно возвращение Вивекананды в Индию (15 января 1897 г.) стало

событием общенационального значения, подлинным триумфом. По словам 'Индиан

нейшн', он оставил Индию как нищий, а вернулся как принц'. И даже это яркое

сравнение лишь весьма относительно передает то, что произошло на самом

деле. По воспоминаниям одного из очевидцев этого события, 'никакой принц,

магараджа или даже вице-король Индии никогда не встречали такого сердечного

приема и не получали столь искренних свидетельств любви, уважения, благодарности

и преклонения.


Люди ложатся на железнодорожные пути, по которым следует его поезд,

чтобы хоть ненадолго задержать его и выслушать от него несколько слов,

раджи впрягаются вместо лошадей в колесницу, в которой он едет, на пути

его следования воздвигаются десятки триумфальных арок.


По приезде в Индию Вивекананда развертывает весьма активную деятельность:

основывает Миссию Рамакришны (1 мая 1897 г.) и 'обители' в Белуре (январь

1899 г.) и затем вместе с учениками, супругами Севье,- в Альморе (1899

г.) выпускает ряд газет. Наиболее важное из этих начинаний - Миссия Рамакришны,

в уставе которой записаны следующие цели: 1)