Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

духовного совершенствования, преодолени 'неподлинности', обретения

свободы. Эти пути и указывает йога в широком смысле слова (и в этом смысле

мы можем говорить о ведантистских видах йоги, 'йогической практике' в джайнской

или буддийской традициях и т.д.) И тут не так-то просто дать всеобъемлющую

классификацию, если учесть, что порою с одной религиозно-философской традицией

в ходе ее развития связывалось несколько видов упомянутой 'практики' (и

наоборот, один вид последней использовалс в нескольких традициях). Характерно,

что Вивекананда даже пишет иногда о 'бесконечном' числе путей йоги. И в

самом деле, йога как феномен индийской культуры не менее многообразна,

чем сама эта культура.


Почему же Вивекананда избрал именно четыре упомянутые выше йоги? Тут

сыграли роль несколько обстоятельств. Во-первых, о трех из них (йогах действия,

знания и любви) речь идет в 'Бхагавадгите', этом Евангелии индуизма, поэме,

с которой миллионы индийцев, отнюдь не только из числа принадлежащих к

высшим кастам или отличающихся особой ученостью, сверяются как с одним

из важнейших жизненных ориентиров. Вивекананда же, равно как и созданна

им Миссия, обращается прежде всего именно к массам, а не к элите индийского

общества. Да и за пределами Индии легче было популяризировать идеи этой

поэмы, нежели идеи более эзотерических памятников (хотя Вивекананда, как

сможет убедиться читатель, умел блестяще справляться и с этой последней

задачей). Во-вторых, три упомянутые йоги связаны с ведантистской традицией,

на которую преимущественно и опирается Вивекананда, четвертая же (раджа-йога)

развивает ряд идей, которые используются и другими ортодоксальными школами

Древней Индии (исключая пурва-мимансу). В-третьих, Вивекананда постоянно

подчеркивает, что основные 'йогические пути' соответствуют особенностям

главных психологических типов людей, характеризующихся преобладанием познания,

эмоций или волевых импульсов в общей динамике их психической жизни. Добавим,

что к первому из перечисленных типов обращена не только джняна-йога, но

и раджа-йога, особенность которой состоит в устремленности на познание

не только сознательных, но и подсознательных состояний психики (что и сделало

ее в нашем веке предметом особого внимания в различных школах психоанализа).


В самом деле, эмоции, воля, разум - важнейшие компоненты психики в традиционной

индийской психологии (впрочем, существенно не отличающейся в этом пункте

и от психологии европейской), А значит, система воздействий на волевую,

эмоциональную и познавательную стороны личностных установок исчерпывает

возможные средства переориентации индивидов; сущность же такой переориентации,

с точки зрения Вивекананды, должна состоять в достижении 'духовного равновесия'

(самата) и 'непричастности страстям' (вайрагья). Каждая из

йог достигает этой переориентации по-своему, то побуждая волю к отказу

от эгоистических и эгоцентрических устремлений (карма-йога), то направляя

все эмоции на один высший объект (бхакти-йога), то показывая разуму незначительность

преходящего по сравнению с вечным (джняна-йога). Как отмечал впоследствии

Ауробиндо Гхош в своих трудах по йоге, можно провести любопытную параллель

между данными методами 'самоконтроля' и методами достижения 'бесстрастия'

в трех основных школах эллинистической философии, также ориентированных

на  позновательный (скептики), волевой (стоики), эмоциональный (эпикурейцы)

компоненты личностных установок. Коренное различие заключается, конечно,

в том, что индийские методы самоконтроля прямо связаны с религией.

Но единство основных йог состоит, по Вивекананде, не только в общности

их конечной цели (достижение свободы) и одинаковости производимой ими духовной

переориентации. Они переплетаются друг с другом, помогают друг другу; совместное

действие основных йог сравнивается Вивеканандой с координацией двух крыльев

и хвоста при полете птицы - здесь уже намечается, по существу (правда,

именно только намечается), идея единой и 'полной' йоги - пурна-йоги, котора

была развита впоследствии в трудах Ауробиндо Гхоша.


В связи с такого рода 'синтетическим' подходом Вивекананде в общем чуждо

характерное