Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

/>

'разрыва' между конечными итогами этого учения и поведением его

сторонников в обыденной жизни, переосмысление жизненных реалий с точки

зрения высших идеалов адвайты.


Эти установки, несомненно, реализованы в работах Вивекананды, и в особенности

в работах по йоге. Характерно его постоянное, настойчивое напоминание о

внутреннем достоинстве всех людей, о том, что каждый 'велик на своем месте'

(как называется одна из глав 'Карма-йоги'). И в самом деле, любое, даже

наиболее 'низкое' в социальном отношении место для 'практического ведантиста'

- лишь отправная точка в духовном совершенствовании, предел которого для

всех один! Не менее характерно отношение Вивекананды к западным идеалам

свободы, равенства и братства. Будучи настроен достаточно иронично к попыткам

реализовать эти идеалы посредством социальных нововведений, построить 'рай

на земле', он в то же воемя относится вполне серьезно к самим этим идеалам.

Для него они находят прочное основание в адвайтистских принципах.


Единство духовной природы всех людей для него - опора идеи братства,

совпадение глубинной основы любого 'Я' с основой мира - опора идеи свободы.

Но, пожалуй, особенно показательны его выступления в пользу адвайтистски

обоснованной идеи равенства (как равенства возможностей). Отметим, кстати,

что абсолютное равенство в смысле 'уравнивания' материального положения,

статуса, сферы занятий и т. д. Вивекананда считает невозможным, а представления

о нем - пародирующими идеал подлинного равенства. При всем том 'никто не

может быть ведантистом и в то же время признавать право на привилегии в

умственном, физическом или духовном отношении... Откуда эти претензии на

привилегии? Все знание скрыто в каждой душе, даже в душе самого невежественного

человека. Если же там оно не проявилось, значит, у данного человека не

было возможности для этого, окружение этому не благоприятствовало. При

благоприятных обстоятельствах знание обнаружится и у него. Идея, состоящая

в том, что какой-то человек от рождения выше другого, лишена смысла в веданте'.


Как полагает Вивекананда, успешное продвижение к высшим человеческим

идеалам лучше всего может быть достигнуто лишь при соединении характерного

для Запада контроля над 'внешней' природой и характерного для Востока контроля

над природой 'внутренней'. Этому и служат все четыре йоги в его истолковании.

Показывая узость эгоистических установок (гедонистических и утилитаристских

- направленных на достижение удовольствия и пользы для себя либо для 'своей'

группы людей), они должны вести к расширению горизонта людей, к их постоянному

выходу за рамки своего ограниченного способа существования посредством

бескорыстного действия, бесстрашного познания, самозабвенной любви. И это,

как полагает Вивекананда, позволяет сохранять оптимизм даже при самых неблагоприятных

внешних обстоятельствах.


Впрочем, и к улучшению последних (пусть и относительному, и не являющемуся

самоцелью) Вивекананда - в духе своего учения о соединении'йоги' и'бхоги',

контроля над 'внутренней' и 'внешней' природой - относится далеко не безразлично.

Улучшение условий жизни людей, ликвидация нищеты, голода и болезней, всеобщее

образование, справедливое (не ущемляющее интересов тех, кто создает материальные

и духовные блага) распределение - а Вивекананда проявляет, хотя и с оговорками,

симпатии к социалистическим идеалам - и. наконец, свободное самоопределение

наций, вносящих каждая свой вклад в сокровищницу мировой культуры, - вот

его главные социальные ориентиры, неразрывно связанные с уже упомянутыми

ориентирами духовными.

Идеи Вивекананды оказали громадное воздействие на развитие философской

и общественной мысли в Индии XX в. Б. Г. Тилак, Ауробиндо Гхош, С. Радха-кришнан,

М. К. Ганди, Дж. Неру - все эти властители индийских (да и не только индийских)

умов в той или иной мере испытали его влияние. За пределами Индии его имя

и идеи также известны достаточно широко, чему способствовали и упоминавшиеся

выше работы Р. Роллана, и деятельность Миссии Рамакришны. В наши дни идеи

Вивекананды все так же актуальны. Так пусть же психологические прозрения,

которыми так богаты работы Вивекананды,