Свами Вивекананда

Жизнь и наследие

мы должны иметь в виду, говоря об

отношении Вивекананды к традиционной адвайтистской майя-ваде, - это его

иное по сравнению с Шанкарой понимание значимости действия вообще и карма-йоги

в частности. Для Шанкары с его безоговорочным утверждением возможности

освобождения лишь с помощью знания (и отрицанием синтеза знания и действия

в этих целях) 'путь знания' имеет безусловный приоритет на все времена.

Но Вивекананда выдвигает карма-йогу как наиболее подходящую для своей эпохи!

Хотя Вивекананда постоянно обращается к ведантистским понятиям, говоря

о силе незнания (авидья), о необходимости освобождения (мокша)

от власти этой силы, его рассуждения не сводятся лишь к индивидуально-психологической

трактовке карма-йоги. Дело в том, что само понятие мокши, равно как и связанное

с ним понятие кармы глубоко переосмысливаются им.


Он выступает против фаталистической трактовки кармы, в особенности против

признания предопределенности бедственного положения индийского народа.

О карме Вивекананда пишет прежде всего как о законе связи не столько настоящего

с прошлым, сколько настоящего с будущим: 'Карма - это то, что предполагает

способность и силу преобразовать сложившееся'. Подчеркивание значимости

человеческих проектов (и притом не только личных, но и общественных) -

самая характерная черта понимания кармы в неоведантизме Вивекананды, Не

менее характерные изменения претерпевает и понятие мокши, которое

трактуется у Вивекананды не только как индивидуальное, но и как коллективное

'освобождение', достигаемое на определенной стадии эволюции общества. Это

позволяло Вивекананде поставить вопрос о необходимости не только 'внутренних',

но и 'внешних', не только индивидуальных, но и социальных предпосылок осуществления

намеченного им идеала. В число их было включено и создание минимума материальных

условий, позволяющих массам избежать голода, нищеты и болезней и тем самым

способствующих пробуждению в них духовных интересов. По словам Вивекананды

при слишком бедственном положении 'нет ни бхоги (удовлетворения потребностей),

ни йоги. Когда кто-то насытится бхогой, тогда он поймет и полюбит практику

йоги'.


Но не только в своем понимании майя-вады и ее импликаций Вивекананда

отходит от позиций жесткой ортодоксии. В ряде других случаев он также выходит

за рамки барьеров, поставленных еще в средневековье на пути к возможным

неортодоксальным трактовкам адвайтистских идей.


Первым (и главным) из этих барьеров было учение о Ведах как уникальном

вечном, безошибочном источнике познания реальности, право пользования кото

рым жестко закреплено лишь за представителями высших сословий. В сущности

все основные аспекты этого учения оспариваются Вивеканандой.


Начать с того, что Вивекананда дает такое толкование ортодоксальному

тезису о вечности шрути, что от первоначального смысла этого тезиса фактически

ничего не остается. По его мнению, Веды 'вечны' лишь в том смысле, что

в той части их содержания, которая верна, изложены законы, действовавшие

и до создания данного памятника - в этом же смысле 'вечны', скажем, произведения

Ньютона. Отметим, что речь идет лишь о части содержания ведийского канона,

а отнюдь не о каноне в целом. Дело в том, что Веды, с точки зрения Вивекананды,

отнюдь не непогрешимы. Он находит ряд представлений, содержащихся

в Ведах и их философской части - Упанишадах, 'грубыми' и заявляет: 'Лично

я приемлю в Ведах лишь то, что согласуется с разумом'. Но ведь, с точки

зрения ортодоксии (в том числе и адвайтистской) ошибочны могут быть лишь

интерпретации Вед, а отнюдь не они сами! Но разум играет у Вивекананды

принципиально иную роль, чем в построениях ортодоксов. У последних эта

роль в полном смысле слова служебная. Для Вивекананды же разум обладает

приоритетом по сравнению с верой: 'Если религия рушится, когда ее исследуют

с помощью разума, то, значит, она всегда была бесполезным, лишенным ценности

суеверием, и чем скорее она исчезнет, тем лучше. Я полностью убежден в

том, что абсолютное уничтожение ее в этом случае - лучшее, что может случиться'.


Рассматривая содержание Вед с этих позиций, Вивекананда не только отбрасывает

тезисы