Владимир Данченко.

Принципы Современной Психической Самозащиты

уровне описания переживаемых явлений. Дело в том, что в интроспективной психологии, как и в квантовой физике, невозможно избавиться от влияния средств наблюдения на объект наблюдения. Поэтому проблема описания напоминает здесь проблему измерения квантовомеханических объектов: чем точнее измерение, тем сильнее измерительное устройство 'деформирует' измеряемый объект; подобным же образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное структурирование непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в этом описании элементов, собственно к психическому опыту не относящихся. Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы и составляют 'теоретическую базу' так называемой 'эзотерической психологии'. Устойчивость, живучесть эзотерических 'теорий' обусловлена тем реальным психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное 'подкрепляющее' воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, 'теории' эти пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей сознает 'возвещенный' опыт как свой собственный. Однако с теоретической точки зрения подобными описаниями мы выражаем не столько наше знание, сколько недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в основе описываемых явлений. Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить рассматривавшаяся в третьей главе 'пространственная модель внутреннего мира' - концепция 'тонких тел' или 'оболочек' (ментальной, витальной и эфирной), последовательно скрывающих от человека его 'истинное.

Я'. Единственное место, где мы фактически имеем дело со своими 'оболочками', это области интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в форме качественно различных объектных сфер внутреннего восприятия - области интеллектуальных объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия и, скажем так, интероцепторных объектов восприятия.

Наши 'оболочки' даны нам лишь в этих восприятиях. Эти восприятия и есть 'оболочки', скрывающие нас от самих себя.

Но мы как правило не сознаем этого, - мы сознаем это лишь разотождествившись с ними и действительно сделав их в объектом своего восприятия.

'Эгрегоры', как и 'оболочки', - это не теоретические, а описательные модели. Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той мере, в какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом закономерностей, которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, - иными словами, с помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом. Однако их 'теоретическая доступность', а также простота и надежность в употреблении нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти описательные модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же люди домысливают на этой 'теоретической базе, подкрепленной фактами непосредственного личного опыта', такие 'надстройки', что в конце концов оказываются в психиатрической лечебнице. Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и состоит, что описание принимается за теорию, то есть за объяснение в рамках более широкой системы объективных знаний. В настоящее время объяснения такого рода в эзотерической психологии фактически отсутствуют; поскольку же основным ее методом служит интроспекция - метод субъективный и современной 'психологической наукой' не признаваемый*, - возможность возникновения подобных теорий остается пока весьма проблематичной.

*.

Между тем мы имеем дело со своим внутренним миром именно посредством такого ненаучного метода, а не посредством объективных научных экспериментов. С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко сформулированные в призыве 'познай себя', состоят не в обретении объективных знаний о человеческой психике, а в обретении понимания человеком самого себя и поиске путей к обретению такого понимания. Задачи эти большей частью практические, нежели теоретические. Будучи, в отличие от академической психологии, 'прикладной наукой индивидуального пользования', данная психология может быть названа гуманистической: ее интересуют прежде всего человеческие, а не научные