Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

становятся свободным выражением пустоты ума. Таково видение Ченрезига, Великого Сострадательного.

Пусть шесть групп чувств самоосвобождаются

Наши взаимоотношения с феноменами устанавливаются на основании 'шести групп чувств.' Каждая группа состоит из органа чувств, предмета чувств и сопряженного с ними сознания. Так что мы имеем:

- глаз, форма, зрительное сознание;

- ухо, звук, слуховое сознание;

- нос, запах, обонятельное сознание;

- язык, вкус, вкусовое сознание;

- кожа, осязание, тактильное сознание;

- ум, мысленный предмет, ментальное сознание.

Хотя, в действительности, и нет двойственности между предметами чувств и сознаниями, которые схватывают их, мы полагаем раздвоение на субъект и объект. Отсюда производится классификается предметов (форм, запахов, вкусов и так далее) на хорошие и плохие, приятные и неприятные. На эту классификацию пересаживаются понятия привязанности и неприязни. Если не осознают истинной природы такой привязанности и неприязни, шесть чувственных групп оказываются у себя в плену. Когда же распознают их истинную природу, они самоосвобождаются. Их явление и освобождение происходят одновременно.

Когда ум попадает под влияние иллюзии, привязанность нас заставляет, в результате, полагать, что воспринимаемый предмет в самом деле хорош; неприязнь принуждает нас полагать, что воспринимаемый предмет действительно плох. Феномены, однако, не утверждают каких бы то ни было качеств сами по себе. В сущности, один лишь ум - источник привязанности и неприязни, и приписываемых вещам классификаций. Форма, звук, запах, или вкус не обозначаются как приятные и неприятные. Только ум подливает понятия к тому, что он воспринимает при помощи чувств, и тем самым творит игру привязанности и неприязни. Поскольку сам ум пуст и фактически свободен, привязанность и отвращение столь же пусты и свободны сами по себе. Шесть чувственных групп, являющихся базисом данного процесса так же пусты и самоосвобождены. Распознавание сущности шести групп чувств вполне подходит для того, чтобы обеспечить их самоосвобождение, не прибегая к воздействию на них.

Возможность шести чувственным группам самоосвобождаться есть медитация Великого Сострадательного.

Пусть обстоятельства самоосвобождаются

Когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, хорошими ли плохими ли, то таким же образом даем им самораскрыться.

Хорошие обстоятельства - это те, которые доставляют нам радость: когда мы находимся в компании друзей или людей, которых любим, участвуем в приятной беседе, или выполняем какую-либо деятельность, которая приносит нам радость. Мы привязываемся к такой радости и придаем ей реальное значение.

Когда появляется радость, то следует наблюдать за умом, который переживает ее. Он пуст по сути. В этой пустоте, понятия друзей, приятных слов или звуков и тому подобного не имеют какой бы то ни было реальности. Хорошие обстоятельства следовательно пусты. Все, что кажется нам счастьем, лишено действительного тождества и самоосвобождается в тот же момент, когда проявляется.

Если же взглянуть иначе, когда мы противостоим неблагоприятным обстоятельствам - находясь в компании людей, которые нас не любят, разговаривающих в неприемлемой манере, испытывая боль или мучение, - если мы рассмотрим сущность ума, который переживает эти страдания, то обнаружим, что он пуст. В этой пустоте, понятия врагов, неприятных слов, болезни и так далее не имеют никакой реальности. Все, что видится страданием, лишено настоящей сущности, и самоосвобождается в то же самое время, когда проявляется.

Счастье и страдание, на деле, - это динамика пустого ума, не имеющего действительной реальности; А посему нам не надо ни отвергать ни принимать их.

Отпустить обстоятельства самораскрываться в этом действие Великого

Сострадательного.

Данные первые три аспекта являются распространением практики, которую нам следует применять на протяжение всего дня.

Практика сна

Практика сна работает с глубоким сном без сновидений с одной стороны, и со сном со сновидениям, с другой. Первое соответствует ясному свету, а второе - реальности явлений.

Сперва делают пожелание способности сознавать сны, которые возникают в уме в течение наступающей ночи.

Потом, для того чтобы подготовится к практике глубокого сна, прежде, чем отойти ко сну, визуализируют себя в форме Ченрезига. Представляют, что внутри, во лбу, на уровне и в прогале между бровей, находится маленькая сфера белого света, на которую направляют свой ум. И таким образом засыпают. При поддержке визуализации, если мы сумеем заснуть в состоянии нерассеяния,