Бокар Ринпоче

Чинрезиг, Господь Любви

тому, как лотос вырастает из тины, но его цветок не запачкан, так и Ченрезиг действует в этом мире, оставаясь незапятнанным тревожащими эмоциями и несовершенствами;

- диск луны за спиной: в Ченрезиге любовь и сострадание достигли своей полноты;

- шкура оленя через его плечо: легендарная доброта оленя символизирует ум пробуждения, помыслы которого всецело обращены на благо существ;

- разнообразные драгоценности: богатство качеств пробужденного ума Ченрезига;

- пятицветные шелка: пять мудростей.

В визуализации, ясность видимости образа, соединенная с пониманием этого символизма, позволяет нам избавиться от материального восприятия божества. Это не означает, что необходимо непереставая проговаривать в уме данный список символических значений, но знать и приспосабливать их.

Гордость божества

Существа относятся к своей индивидуальности с сильной привязанностью. Идея о 'я' говорит о том, что эта реальность глубоко засела в нас. Представление 'я', 'я - это тот, или этот' становится чем-то вроде гордости на наиболее существенном уровне.

В медитации, мы подменяем эту обычную гордость 'гордостью божества'; подстегиваем убеждение, что 'я - это Ченрезиг'.

Обычная гордость - это основание, на котором развиваются тревожащие эмоции, иллюзорные мысли и вытекающие отсюда страдания. Гордость божества помогает нам остановить эти порождения. Когда 'я - Ченрезиг,' я больше не заодно с обычными желаниями, отвращениями и проектами. Нечистые явления, с которыми мы обычно отождествляем себя, замещаются чистыми явлениями, то есть телом Ченрезига, его чистой страной манифестации, его мантрой и так далее.

Можно подумать, что такой перескок отождествления (с нашей обычной индивидуальности - на другую - индивидуальность божества) - не настолько значительное изменение. Но разница, однако, очень велика. В первом случае, присутствуют тревожащие эмоции и страдание, а во втором случае, - нет.

Каждый из трех аспектов фазы построения исполняет точную функцию:

- ясность видимости образа уничтожает выработку обычных, то есть, иллюзорных явлений;

- знание чистого значение уничтожает хватание за материальное существование в чистой зоне видимости божества и его страны манифестации; -

гордость божества уничтожает уподобление обычному 'я'.

Эти три пункта очень важны, но развитие третьего более важно, чем развитие первых двух. На глубоком уровне, гордость божества позволяет нам воспринимать тело Ченрезига как выражение ясности собственного ума и как сияющее свечение его пустой природы. Субъект и объект, пустота и видимость становятся нерасторжимыми, и медитатор покоится в таком созерцании. Это состояние, разумеется, нельзя достичь быстро. В начале, достаточно просто думать: 'Я - Ченрезиг.'

Как научиться визуализировать

Когда начинают практиковать фазу построения, часто сталкиваются с трудностью сформировать цельный образ божества. Наши усилия раскалываются: когда визуализируют лицо, руки становятся нечеткими; руки, в свою очередь, заслоняют лицо; а ноги оттирают руки. Следует, тем не менее, удерживать ум расслабленным и не бороться с собой. Если практиковать таким образом, наша способность визуализировать постепенно улучшится.

Не следует подходить к визуализации в жесткой и чересчур структурированной манере. Избегайте рассматривать визуализацию Ченрезига как возведение стены дома, когда каждый кирпич прочно крепится к предыдущему, а двери и окна вставляются материально в отведенные для них места. Хорошим методом будет следующий:

В начале медитации, просто развиваете мысль, что 'я - Ченрезиг' и погружаетесь в нее. Когда возникают другие мысли, заставляя нас вернуться к погружению в нашу обычную личность, тогда используют поддержку визуализации, с целью опять получить идею о том, что я - это божество. К примеру, думают 'я - Ченрезиг, поэтому, мое тело белого цвета' и переносят свое внимание на белизну тела. Это позволяет стабилизировать ум на некоторое время. Когда нас отвлекают другие мысли от белого цвета, тогда мы вспоминаем принадлежности, которые мы держим в руках, и так далее. Когда устойчивое внимание больше невозможно удерживать на одной из частей визуализации, переходят к другой: рукам, ногам, лицу, и так далее. Подобным же образом и наш ум привыкает к некоторой устойчивости, без напряжения. Визуализация делается все более непринужденной и приятной.

Когда маленький ребенок сидит в окружении множества игрушек, он и не думает играть со всеми ими сразу. Он берет одну игрушку и играет с ней некоторое время, затем, когда ему стало достаточно, берет другую, которую,